logo
Методичка ТиТРР детей ДБS-2 (3 cеместр)

Тема 6. Методика воспитания звуковой культуры речи у детей.

При изучении данной темы студенты должны усвоить понятие звуковой культуры речи, которое включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию; раскрыть задачи воспитания звуковой культуры. Причины неправильного произношения.

Необходимо усвоить, что в звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна проводиться в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи.

Изучая проблему воспитания звуковой культуры речи, следует ознакомиться с работой органов артикуляции, с артикуляционными укладами, детально описанными в пособиях по фонетике и логопедии.

Студенты должны знать особенности овладения дошкольниками звуковым строем русского языка, которые описаны в работах Гвоздева А.Н., Швачкина Н.Х., Бельтюкова В.И., Эльконина Д.Б., Хватцев М.Е., Радиной Е.И., Жинкина Н.И. и др.

Изучив рекомендуемую литературу, студенты должны обратить внимание на такие особенности усвоения звуков в начальном периоде, как неустойчивость артикуляции, диффузность произношения звуков, постепенность появления новых фонетических элементов группами, наличие промежуточных переходных звуков, зависимость становления согласных от артикуляционных особенностей звуков; понять причины неправильного произношения звуков.

Особого внимания требует осознание того, что дошкольный возраст наиболее сензитивный, наиболее благоприятный для формирования звуковой стороны речи. В связи с этим следует рассмотреть анатомофизиологические и психологические предпосылки становления звукопроизношения к 5 годам.

В методике работы над темой следует рассмотреть этапы обучения звукопроизношению: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация смешиваемых звуков.

В обучении звукопроизношению наиболее важными являются вопросы структуры занятий в возрастных группах и приемов обучения детей.

Комплексный подход а решении задач ЗКР. Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения на занятиях и вне их.

Обзор и анализ методических пособий по воспитанию ЗКР.

Изучая данную тему, студенты должны помнить, что важным качеством детской речи является выразительность. В связи с воспитанием ЗКР следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности.

Целесообразно охарактеризовать особенности интонационно-звуковой выразительности речи детей, зависимость ее от общеречевых навыков.

В решении проблемы усвоения фонетической стороны речи сущест-венное значение имеют ранняя диагностика, установление причин несовершенного произношения детей и факторов, влияющих на формирование правильной речи.

Методика обследования звуковой стороны речи детей как основа для организации педагогической работы с дошкольниками. Изучить разные методики обследования звуковой стороны речи детей, дать их сравнительный анализ, овладеть одной из методик обследования и составления речевой характеристики.

СЕМИНАР 12. Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

  2. Особенности усвоения детьми звукопроизношением и словопроизношением.

  3. Причины неправильного произношения.

  4. Особенности усвоения детьми средствами интонационной выразительности.

  5. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в возрастных группах /по программе/.

  6. Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения.

  7. Понятие выразительной речи. Приемы формирования выразительности речи у детей.

  8. Разбор практических заданий

ЗАДАНИЯ:

  1. Изучить литературу к семинару.

  2. Выписать из Программ /Ушаковой О.С., Васильевой М.А./ усложнение содержания воспитания звуковой культуры речи в возрастных группах.

  3. Анализ методических пособий по воспитанию звуковой культуры речи (структура, содержание, соответствие требованиям Программы детского сада, приемы работы с детьми, значение для практики дошкольного воспитания).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте //Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.

  2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка //Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – С. 114-148.

  3. Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи //Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 56-77.

  4. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.

  5. Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте //Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 159-169.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Алексеева М.М. Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста //Вопросы дошкольной педагогики. – М.,1975.

  2. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка //Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – С. 33-37.

  3. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984. – С. 52-74.

  4. Типовые программы воспитания и обучения детей в детском саду /Под ред. Ушаковой О.С. и программа воспитания, обучения и развития детей в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой и др.

СЕМИНАР 13. Методика формирования у детей звуковой культуры речи.

ВОПРОСЫ:

  1. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

  2. Содержание, структура и методика занятий по формированию слово- и звукопроизношения в возрастных группах.

  3. Формирование общих речевых навыков на занятиях.

  4. Анализ конспектов занятий по обучению звукопроизношению, разработанных студентами.

  5. Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий.

  6. Условия необходимые для правильного развития ЗКР детей.

  7. Роль упражнений и дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи.

  8. Разбор практического задания.

ЗАДАНИЯ:

  1. Изучить литературу к семинару.

  2. Составить конспект занятия для старшей группы по дифференциации звуков С-Ш.

  3. Подобрать упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата вне занятий. Изготовить пособия.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте //развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.

  2. Гербова В.В. Воспитание ЗКР детей //Дошкольное воспитание. – 1978. - №6-9.

  3. Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи //развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 56-77.

  4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях //Дошкольное воспитание. – 1979. - № 1 – 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Герман Н.А., Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1976.

  2. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

  4. Швайко Г.С.Игры и игровые упражнение для развития речи /Под ред. В.В.Гербовой. – М., 1983.