logo
Методичка ТиТРР детей ДБS-2 (3 cеместр)

Тема 1. Родной язык в системе дошкольного образования.

Предмет и задачи теории и методики развития речи детей. Назначение и содержание ТиМРР как научной дисциплины и учебного предмета, в педагогическом ВУЗе.

Методологические характеристики языка и речи: язык как продукт общественно-исторического развития, единство языка и мышления, язык как форма существования сознания и средство человеческого общения.

Естественно-научные основы ТиМРР: учение о двух сигнальных системах, роль слухового и рече-двигательного анализатора в становлении детской речи.

Лингвистические основы ТиМРР: язык как средство усвоения норм и правил родного языка.

Психологические основы ТиМРР: язык и речь, язык и мышление, функции речи, речь как деятельность, развитие речи как процесс формирования языковых обобщений.

Рекомендуется познакомить с понятиями «язык», «речь», «речевая деятельность»; показать роль родного языка в умственном, нравственном, эстетическом, эмоциональном развитии ребенка, дать примеры из первоисточников и собственных наблюдений.

Необходимо знать, что методические вопросы в теории и практике речевого развития детей могут быть правильно поставлены и решены при условии их разностороннего обоснования данными ряда наук, изучающих язык и речь: психофизиологии, теории познания, психологии, психолингвистики, языкознания, дидактики.

Теоретические исследования в области ТиМРР, их роль в изучении основных направлений методики (А.Н.Гвоздев, Л.юС.Выготский, А.М..Леушина, С.Л.Рубинштейн). Современные направления в решении психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников:

1. Структурное (формирование фонетического, лексического, грамматического строя речи). Исследования А.И.Максакова, В.М.Струниной, А.М.Тамбовцевой, М.С.Лаврик.

2.Функциональное и коммуникативное (формирование навыков владения языком и его коммуникативной функции). Исследования Г.Я.Кудриной, О.С.Ушаковой, А.В.Зрожевской, Н.Г.Смольниковой и др.

3. Когнитивное или познавательное (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Исследования Ф.А.Сохина, Г.П.Беляковой, Г.А.Тумаковой, Л.Е. Журовой и др.

дать характеристику функций языка Зимней И.А., три функциональные характеристики языка.

В процессе изучения работ М.М.Кольцовой обратить внимание на механизмы формирования речи и условия, которые могут обеспечить и ускорить этот процесс.

Понятие речевого общения. Речь как важнейшее средство коммуникативной деятельности. Понятие о речевой деятельности и ее структуре. Формы существования речевой деятельности: диалогическая и монологическая речь.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей в соответствии с их психо-возрастными возможностями.

Методологические характеристики языка и речи: язык как продукт общественно-исторического развития, единство языка и мышления, язык как форма существования сознания и средство общения.

Проблема методов и приемов развития речи, их классификация, содержание и варианты использования. Обратить внимание на характеристику методов с точки зрения активности, самостоятельности детей, степени репродуктивности и творчества в их речевой деятельности.

СЕМИНАР 1. Родной язык в системе дошкольного образования. Основы МРР.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. Дать понятие «естественнонаучная основа МРР. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах. Особенности второй сигнальной системы в различные возрастные периоды роста ребенка.

1. Процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций (теория А.Г.Иванова-Смоленского).

  1. Три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников:

3. Лингвистические основы методики развития речи. Анализ понятий «речь» и «язык», «речевая деятельность».

  1. Психологическая основа МРР (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.Я.Зимняя, С.Л.Рубинштейн).

  2. Функции языка. Три группы функциональных характеристик, выделенные И.А. Зимней.

  3. Значение родного языка для решения основных задач воспитания ребенка.

  4. Роль родного языка в развитии личности ребенка.

  5. Характеристика высокого уровня развития речи дошкольника.

  6. Влияние речевой среды на формирование детской речи.

  7. Формы общения детей со взрослыми.

  8. Речь педагога и педагогические требования к ней. Противопоказания.

ЗАДАНИЯ:

  1. Изучить литературу по теме семинара.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеева М.М., Яшина М.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М.,2000.

  2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,2003.

  3. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. – М., 1966.

  4. Карташев Н.Н. Школьная валеология /Под ред. П.П.Мочаловой. – Волгоград, 1997. Ч.4 – с. 36-54 (глава ХХШ. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах действительности).

  5. Немов Р.С. Психология – М.,1995, т.1 – с.263.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избранные психологические произведения: в 2-х томах. /Под ред. В.В.Давыдова и др.

  7. Максаков А.И. Речь воспитателя //Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина – М.,1986, - с. 17-29.

  8. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку //Развитие речи дошкольника. – М., 1990.

  9. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками //Дошкольное воспитание. – 1998. - № 2,3.

  10. Общение и речь: Развити речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И.Лисиной . – М., 1985. – гл.8.

  11. Развитие общения у жошкольников /Под ред. А.Г.Рузской. – М.,1989.

  12. Карпова С.Н., Степанорва М.А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками// Вестник МГУ, серия 14. Психология. – 1984.- № 4.

СЕМИНАР 2. Методологическая основа МРР. Предмет МРР, задачи курса. Связь МРР с другими науками.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. Дать понятие «методологическая основа». Характеристика видов исследований в системе речевого развития детей дошкольного возраста.

  2. Понятие «метод». Многообразие психолого-педагогических методов исследования в области речевого развития. Показать возможности и спектр применения различных методов, относящихся к теоретическим или эмпирическим.

  3. Разговор взрослых с детьми в повседневном общении. Определить основные методы и приемы.

  4. Классификация основных методов применяемых для развития речи детей дошкольного возраста в ДОУ.

  5. Перечислить приемы, используемые в ДОУ, обучения речи дошкольников.

  6. Что является предметом изучения МРР?

  7. Задачи методики развития речи дошкольников (фундаментальные и прикладные).

  8. Практическая готовность специалиста к работе по МРР. Составляющие блоки.

  9. Изучение работ Кольцовой М.М. о механизмах формирования речи и условия, которые могут обеспечить и ускорить этот процесс.

  10. Роль обучения в процессе овладения детьми родным языком.

  11. Формы организации обучения дошкольников родной речи в ДОУ.

  12. Методические принципы работы по развитию родной речи дошкольников.

  13. Связь МРР с другими науками.

  14. Дать понятия «речевой навык», «речевое умение». Виды речевых умений.

  15. Проблемы речевого развития и речевого общения в дошкольном детстве (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Ф.А.Сохин и др.).

ЗАДАНИЯ:

  1. Проанализировать конспект комплексного занятия по развитию речи из книги «Занятия по развитию речи в детском саду: (Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1993, с точки зрения взаимосвязи задач речевого развития детей.

  2. Подготовить конспект об исследованиях ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеева М.М., Яшина М.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М.,2000.

  2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.

  3. Немов Р.С. Психология. – М., 1995, т. 1 – с. 263.

  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

  5. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – СПб, 2002.

  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Уч. Пособие – М., 1995. – гл. 3 Методы психологического познания человека. – с. 81.

  7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1983. – Гл. 1, 2.

  8. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь развития речи на занятиях //Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста. – М., 1983.

  9. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984. – с. 8-20.

  10. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1993.

  11. Чиркова Т. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях //Дошкольное воспитание . – 1991, « 9.

  12. Выготский Л.С. мышление и речь. – М., 1981, 1984.

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избр.псих. произв.: В 2 т. /Под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983. – Т. 2. – с. 69-70.

  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – Т. 1.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. –Гл. 1 – с. 25-42.

  2. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 1994.

  3. Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи //Физиология высшей нервоной деятельности ребенка /Под ред. З.Н.Коларовой. – М., 1968.

  4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. – т. 20.