Тема 1. Родной язык в системе дошкольного образования.
Предмет и задачи теории и методики развития речи детей. Назначение и содержание ТиМРР как научной дисциплины и учебного предмета, в педагогическом ВУЗе.
Методологические характеристики языка и речи: язык как продукт общественно-исторического развития, единство языка и мышления, язык как форма существования сознания и средство человеческого общения.
Естественно-научные основы ТиМРР: учение о двух сигнальных системах, роль слухового и рече-двигательного анализатора в становлении детской речи.
Лингвистические основы ТиМРР: язык как средство усвоения норм и правил родного языка.
Психологические основы ТиМРР: язык и речь, язык и мышление, функции речи, речь как деятельность, развитие речи как процесс формирования языковых обобщений.
Рекомендуется познакомить с понятиями «язык», «речь», «речевая деятельность»; показать роль родного языка в умственном, нравственном, эстетическом, эмоциональном развитии ребенка, дать примеры из первоисточников и собственных наблюдений.
Необходимо знать, что методические вопросы в теории и практике речевого развития детей могут быть правильно поставлены и решены при условии их разностороннего обоснования данными ряда наук, изучающих язык и речь: психофизиологии, теории познания, психологии, психолингвистики, языкознания, дидактики.
Теоретические исследования в области ТиМРР, их роль в изучении основных направлений методики (А.Н.Гвоздев, Л.юС.Выготский, А.М..Леушина, С.Л.Рубинштейн). Современные направления в решении психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников:
1. Структурное (формирование фонетического, лексического, грамматического строя речи). Исследования А.И.Максакова, В.М.Струниной, А.М.Тамбовцевой, М.С.Лаврик.
2.Функциональное и коммуникативное (формирование навыков владения языком и его коммуникативной функции). Исследования Г.Я.Кудриной, О.С.Ушаковой, А.В.Зрожевской, Н.Г.Смольниковой и др.
3. Когнитивное или познавательное (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Исследования Ф.А.Сохина, Г.П.Беляковой, Г.А.Тумаковой, Л.Е. Журовой и др.
дать характеристику функций языка Зимней И.А., три функциональные характеристики языка.
В процессе изучения работ М.М.Кольцовой обратить внимание на механизмы формирования речи и условия, которые могут обеспечить и ускорить этот процесс.
Понятие речевого общения. Речь как важнейшее средство коммуникативной деятельности. Понятие о речевой деятельности и ее структуре. Формы существования речевой деятельности: диалогическая и монологическая речь.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей в соответствии с их психо-возрастными возможностями.
Методологические характеристики языка и речи: язык как продукт общественно-исторического развития, единство языка и мышления, язык как форма существования сознания и средство общения.
Проблема методов и приемов развития речи, их классификация, содержание и варианты использования. Обратить внимание на характеристику методов с точки зрения активности, самостоятельности детей, степени репродуктивности и творчества в их речевой деятельности.
СЕМИНАР 1. Родной язык в системе дошкольного образования. Основы МРР.
ВОПРОСЫ для обсуждения:
Дать понятие «естественнонаучная основа МРР. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах. Особенности второй сигнальной системы в различные возрастные периоды роста ребенка.
1. Процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций (теория А.Г.Иванова-Смоленского).
Три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников:
структурное (А.И.Максаков, Е.М.Струнина, А.Г.Тамбовцева, М.С.Лаврик и др.);
функциональное (Г.Я.Кудрина, О.С.Ушакова, А.В.Зрожевская, Н.Г. Смольникова и др.);
когнитивное, познавательное (Ф.А.Сохин, Г.П.Белякова, Г.А.Тумакова).
3. Лингвистические основы методики развития речи. Анализ понятий «речь» и «язык», «речевая деятельность».
Психологическая основа МРР (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.Я.Зимняя, С.Л.Рубинштейн).
Функции языка. Три группы функциональных характеристик, выделенные И.А. Зимней.
Значение родного языка для решения основных задач воспитания ребенка.
Роль родного языка в развитии личности ребенка.
Характеристика высокого уровня развития речи дошкольника.
Влияние речевой среды на формирование детской речи.
Формы общения детей со взрослыми.
Речь педагога и педагогические требования к ней. Противопоказания.
ЗАДАНИЯ:
Изучить литературу по теме семинара.
ЛИТЕРАТУРА:
Алексеева М.М., Яшина М.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М.,2000.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,2003.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. – М., 1966.
Карташев Н.Н. Школьная валеология /Под ред. П.П.Мочаловой. – Волгоград, 1997. Ч.4 – с. 36-54 (глава ХХШ. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах действительности).
Немов Р.С. Психология – М.,1995, т.1 – с.263.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избранные психологические произведения: в 2-х томах. /Под ред. В.В.Давыдова и др.
Максаков А.И. Речь воспитателя //Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина – М.,1986, - с. 17-29.
Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку //Развитие речи дошкольника. – М., 1990.
Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками //Дошкольное воспитание. – 1998. - № 2,3.
Общение и речь: Развити речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И.Лисиной . – М., 1985. – гл.8.
Развитие общения у жошкольников /Под ред. А.Г.Рузской. – М.,1989.
Карпова С.Н., Степанорва М.А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками// Вестник МГУ, серия 14. Психология. – 1984.- № 4.
СЕМИНАР 2. Методологическая основа МРР. Предмет МРР, задачи курса. Связь МРР с другими науками.
ВОПРОСЫ для обсуждения:
Дать понятие «методологическая основа». Характеристика видов исследований в системе речевого развития детей дошкольного возраста.
Понятие «метод». Многообразие психолого-педагогических методов исследования в области речевого развития. Показать возможности и спектр применения различных методов, относящихся к теоретическим или эмпирическим.
Разговор взрослых с детьми в повседневном общении. Определить основные методы и приемы.
Классификация основных методов применяемых для развития речи детей дошкольного возраста в ДОУ.
Перечислить приемы, используемые в ДОУ, обучения речи дошкольников.
Что является предметом изучения МРР?
Задачи методики развития речи дошкольников (фундаментальные и прикладные).
Практическая готовность специалиста к работе по МРР. Составляющие блоки.
Изучение работ Кольцовой М.М. о механизмах формирования речи и условия, которые могут обеспечить и ускорить этот процесс.
Роль обучения в процессе овладения детьми родным языком.
Формы организации обучения дошкольников родной речи в ДОУ.
Методические принципы работы по развитию родной речи дошкольников.
Связь МРР с другими науками.
Дать понятия «речевой навык», «речевое умение». Виды речевых умений.
Проблемы речевого развития и речевого общения в дошкольном детстве (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Ф.А.Сохин и др.).
ЗАДАНИЯ:
Проанализировать конспект комплексного занятия по развитию речи из книги «Занятия по развитию речи в детском саду: (Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1993, с точки зрения взаимосвязи задач речевого развития детей.
Подготовить конспект об исследованиях ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА:
Алексеева М.М., Яшина М.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М.,2000.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
Немов Р.С. Психология. – М., 1995, т. 1 – с. 263.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – СПб, 2002.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Уч. Пособие – М., 1995. – гл. 3 Методы психологического познания человека. – с. 81.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1983. – Гл. 1, 2.
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь развития речи на занятиях //Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста. – М., 1983.
Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984. – с. 8-20.
Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1993.
Чиркова Т. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях //Дошкольное воспитание . – 1991, « 9.
Выготский Л.С. мышление и речь. – М., 1981, 1984.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избр.псих. произв.: В 2 т. /Под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983. – Т. 2. – с. 69-70.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – Т. 1.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. –Гл. 1 – с. 25-42.
Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 1994.
Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи //Физиология высшей нервоной деятельности ребенка /Под ред. З.Н.Коларовой. – М., 1968.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. – т. 20.
- Тематическое планирование курса «Теория и методика развития речи» на 3 курса, 6 семестра.
- Тема 1. Родной язык в системе дошкольного образования.
- Тема 2. Становление теории и методики развития речи как науки.
- Тема 3. Развитие речи детей раннего возраста,
- Тема 4. Методика развития детского словаря.
- Тема 5. Методика формирования грамматического строя речи.
- Тема 6. Методика воспитания звуковой культуры речи у детей.
- Тема 7. Методика развития связной речи.
- Вопросы к зачету По ТиТрр / п курс, 3 семестр/: