logo
Методичка ТиТРР детей ДБS-2 (3 cеместр)

Тема 7. Методика развития связной речи.

Формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы. Студентам при изучении литературы следует выделить основные положения, на которых базируется методика: понятие связной речи и ее значение, закономерности развития связной речи у детей, задачи и содержание обучения связной речи. Значение связной речи для личностного развития ребенка. Характеристика функций, форм, типов связной речи. Особенности развития связной речи на протяжении раннего и дошкольного детства.

Основная функция связной речи – коммуникативная, функция общения – осуществляется в форме диалога и монолога. В связи с

этим важно изучить закономерности развития диалогической и монологической речи детей, закономерности перехода от ситуативной к контекстной речи.

При подготовке к занятиям надо изучить и проанализировать основные линии усложнения программы обучения связной монологи-ческой речи по возрастным группам. Обратить особое внимание на тесную связь решения задач развития связной речи с другими речевыми задачами: обогащения словарного запаса, формирования грамматической и фонетической сторон речи, а также на их удельный вес в общей системе работы по развитию речи.

Развитие речевого общения и диалогической речи в раннем детстве: содержание и методы активизации речи, стимулирования речевого общения со взрослыми.

Развитие речевого общения и диалогической речи у дошкольников. Методы обучения детей диалогической речи: разговор воспитателя с детьми (виды, тематика, содержание, способы руковод-ства), беседа (виды, тематика, содержание, структура, средства акти-визации речевой активности детей), речевые ситуации (виды, особен-ности использования).

Развитие монологической речи. Задачи и содержание обучения монологической речи на разных возрастных этапах.

Развитие монологической речи в процессе рассказывания по предметам и игрушкам. Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках. Методика обучения рассказыванию по памяти (из коллективного опыта, индивидуального).

Обучение детей пересказу литературных произведений. Значение речевого развития ребенка. Этапы, условия обучения дошкольников творческому рассказыванию. Виды занятий, методика обучения детей творческому рассказыванию.

Будущим специалистам необходимо хорошо знать особенности типов связных высказываний: их функции и структуру, языковые средства, характерные для каждого типа, а также типичные межфразовые связи (цепная, параллельная, лучевая); четко представлять себе содержание и методику работы по формированию умений, необходимых для того, чтобы составлять описания, повествования и рассуждения.

Необходимо выделить и проанализировать приемы обучения, направленные на обогащение предметно-логического содержания и на освоение структуры описания, повествования и рассуждения, их языкового оформления, способов связи между отдельными предложениями и частями связных высказываний.

Дидактическая игра как средство обучения детей связному монологическому рассказыванию.

Диагностика связной речи: монологической, диалогической (методы, содержание, критерии оценки и уровни связности детской речи).

СЕМИНАР 14. Теоретические основы методики развития связной речи.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. Понятие связной речи, ее функции и формы.

  2. Характеристика диалогической и монологической речи.

  3. Речь ситуативная и контекстная.

  4. Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства.

  5. Задачи и содержание обучения детей связной речи /по программе О.С.Ушаковой или М.А.Васильевой/.

  6. Развитие речи как средство общения у детей дошкольного возраста.

  7. Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.

  8. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.

  9. Сущность этических бесед и методика их проведения.

  10. Структура обобщающей беседы

  11. Приемы активизации мышления и речи в процессе беседы.

  12. Анализ практических заданий.

ЗАДАНИЯ:

  1. Изучить литературу к семинару.

  2. Провести наблюдения за способами общения взрослых с детьми раннего возраста в ДОУ.

  3. Разработать конспект обобщающей беседы в старшей или подготовительной к школе группе.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Князева Л.П. Этическая беседа в детском саду. – Пермь, 1972.

  2. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М., 1977.

  3. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей //Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4

  4. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников //Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. – 1941. – Т.35.

  5. Радина Е.И. Роль беседы в воспитательно-образовательной работе советского детского сада //Обучение в детском саду. – М., 1950.

  6. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984. – С. 4-10.

  7. Обучение речи дошкольника: Сб. науч.тр. /Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1990.

  8. Рубинштейн С.Л. К психологии речи //Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 116-131.

  9. Ушакова О.С. Связная речь. //Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

  10. Эльконин Д.Б. //психология детей дошкольного возраста /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964. – Гл. 4. – С. 115-134.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития //Детская речь. – СПб, 1992.

  2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.

  3. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987.

  4. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 146-148.

СЕМНАР 15. Развитие речевого общения и связной речи у детей раннего и дошкольного возраста.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. Роль подготовительного периода в развитии речи детей.

  2. Развитие общения у детей на первом году жизни. Содержание и методика работы с детьми по развитию подражания и самостоятельной речевой активности.

  3. Методика развития понимания и активной речи у детей раннего возраста.

  4. Развитие речи как средства общения у детей дошкольного возраста.

  5. Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении:

  1. Анализ характера и содержания общения воспитателя с детьми (на основе предварительных наблюдений студентов в дошкольных учреждениях).

  2. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в совместной деятельности.

  3. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.

  4. Разбор практических заданий.

ЗАДАНИЯ:

  1. Изучить литературу к семинару.

  2. Подготовить сообщение по материалам статей из опыта работы воспитателей.

  3. Подобрать из литературы 2-3 примера игр-занятий с детьми на развитие понимания активной речи.

  4. Выписать и выучить наизусть несколько потешек, пестушек, игр с пальчиками для детей раннего возраста.

  5. Придумать речевые ситуации, направленные на формирование навыков диалога у детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста //Вопросы педагогики раннего детства /Под ред. Аксариной Н.М., Радиной Е.И. – М., 1967.

  2. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.И. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12

  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С.Н.Новоселовой. – М., 1985.

  4. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. – М., 1964.

  5. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.,1987.

  6. Попова М.И. Формирование диалогической речи у детей второго года жизни //дошкольное воспитание. – 1974. - № 4.

  7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.

  8. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – С. 274-276.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978. – С. 27-46.

СЕМИНАР 16. Развитие связной речи в процессе рассматривания картин и рассказывания по ним.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

  1. Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.

  2. Типы картин для детских садов. Требования к картинам.

  3. Методика рассматривания картин в возрастных группах.

  4. Виды детских рассказов по картинам.

  5. Методика обучения описанию предметных картин.

  6. Методика обучения описанию сюжетных картин (Зрожевская А.А.).

  7. Использование схем описательных рассказов (Ткаченко Т.А.). Изготовить схемы.

  8. Методика обучения повествовательным рассказам (по серии сюжетных картин; по одной картине).

  9. Специфика обучения пейзажной картине.

  10. Методика обучения описанию натюрморта.

  11. Обучение детей пересказу.

  12. Разбор практических заданий.

ЗАДАНИЯ:

  1. Проанализировать серии картин для детского сада и методические указания к ним (письменно).

  2. Придумать образец описания пейзажной картины.

  3. Разработать конспект занятия по обучению детей рассказыванию по картине (любой тип высказывания).

  4. Составить вопросы к беседе по пересказу (произведение на выбор из любой программы).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гербова В.В. Составление описательных рассказов //дошкольное воспитание. – 1981. - № 9.

  2. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям //Дошкольное воспитание. – 1986. - № 12.

  3. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.

  4. Короткова Э.П. Повышать активность детей на занятиях с картиной //дошкольное воспитание. – 1964. – № 2.

  5. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа //Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4.

  6. Люблинская А.А. Восприятие картинки //очерки психического развития ребенка. – М., 1965. – Гл. %. – С. 169-173.

  7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов //дошкольное воспитание. – 1990. - № 10

  8. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин //дошкольное воспитание. – 1987. - № 12.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Короткова Э.П. Учим рассматривать картинки //дошкольное воспитание. – 1964. - № 2.

  2. Рубинштейн С.Л. К вопросу о стадиях наблюдения. К психологии речи //проблемы общей психологии. – М., 1976.

  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981. – С. 71-82.