Тема 2. Становление теории и методики развития речи как науки.
Тема предполагает изучение истоков зарождения и становления методики развития речи детей дошкольного возраста.
На семинарских занятиях в пределах этой темы предполагается рассмотрение вопросов развития речи в педагогических системах К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой.
К.Д.Ушинский – основоположник педагогической системы первоначального обучения детей родному языку. Разработанная им педагогическая система первоначального обучения родному языку – закономерное продолжение материалистических идей в русской прогрессивной педагогике. Ушинским были сформулированы цели, принципы и задачи обучения, разработаны содержание и методика работы с детьми.
В педагогической системе К.Д.Ушинского учение о родном языке занимает одно из главнейших мест. Изучая рекомендуемую литературу, необходимо раскрыть основные положения о родном языке и его роли развития общества и отдельной личности.
Особого внимания требует изучение целей первоначального преподавания русского языка и средств их реализации с точки зрения современных научных знаний.
Практическим воплощением системы первоначального обучения детей русскому языку служит учебная книга «Родное слово». Важно отметить оценку К.Д.Ушинским роли устного народного творчества в развитии всех сторон личности ребенка и введение им фольклора в круг детского чтения. Дать анализ произведений К.д.ушинского.
Развитие методики обучения родному языку связано с именем Е.И.Тихеевой, сторонницы и последовательницы взглядов К.Д.Ушинского.
В процессе анализа книги Е.И.Тихеевой «Развитие речи детей» студентам необходимо выделить и раскрыть основные теоретические положения методики, содержание задач развития речи и соотнести их с современной программой. Рекомендуется изучить систему занятий по обогащению словаря (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин, дидактические игры с куклой, отгадывание загадок, упражнения для развития лексикона), по обучению связной речи, системы работы по «живому слову». Следует объяснить, почему разработанная Е.И.Тихеевой методика лежит в основе современной системы развития речи; показать научную обоснованность ее методики, значение для речевого развития ребенка, проверенность этой методики практикой.
В ходе дальнейшего изучения курса целесообразно проследить использование взглядов К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой в современной теории и практике дошкольного воспитания.
Научные основы программы по развитию речи (деятельностный, психологопедагогический, возрастной подходы), ее структура. Задачи развития речи дошкольников – их лингвистическое и психолого-педагогическое обоснование. Содержание программных требований к различным сторонам речи детей и их усложнение по возрастным группам. Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе.
Средства осуществления программы развития речи детей.
СЕМИНАР 3. К.Д.Ушинский. Педагогическая система первоначальному обучению родному языку.
ВОПРОСЫ для обсуждения:
К.Д.Ушинский о родном языке и его воспитательно-образовательном значении для детей.
К.Д.Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.
Методические указания К.Д.Ушинского по вопросам первоначального обучения родному языку.
Использование педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной теории и рпактике речевого развития дошкольников /К.Д.Ушинский о развитии речи детей до школы, требование активного руководства развитием речи детей и т.д./.
К.Д.Ушинский о роли устного народного творчества и национальной культуры в развитии личности ребенка.
К.Д.Ушинский о развитии речи детей до школы.
Анализ учебной книги К.Д.Ушинского «Родное слово»:
-педагогические принципы первоначального обучения детей родному языку;
-содержание и методы первоначального обучения родному языку;
-логические упражнения как средство умственного и речевого развития детей;
-роль народного творчества в развитии личности ребенка;
-значение книги К.Д.Ушинского «Родное слово».
ЗАДАНИЯ:
Анализ учебной книги К.Д.Ушинского «Родное слово» /письменно/.
Изучить литературу, сделать выписки по вопросам плана.
ЛИТЕРАТУРА:
Ушинский К.Д. Родное слово //Изщбр. Пед. Соч., т. 1 – М., 1974.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка /Избр.Пед.Соч. т.1 – М., 1974.
Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии /письмо третье/ Собр.соч., т.3.
Ушинский К.Д.Родное слово /книга для детей/ Избр.Пед.соч., т.2 – М., 1974
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Логинова В.И. Проблемы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского //Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1.
Плеханов А. Проблема дошкольного воспитания в педагогической системе К.Д.Ушинского (раздел «Родной язык как средство воспитания») //Дошкольное воспитание. – 1974. - № 4.
СЕМИНАР 4. Вопросы развития речи дошкольников в работах Е.И.Тихеевой.
ВОПРОСЫ для обсуждения:
Е.И.Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.
Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И.Тихеевой.
Разделы работы по развитию речи детей:
содержание и методы словарной работы в детском саду.
развитие речи детей на занятиях с игрушками.
Об использовании картин в процессе развития речи детей.
Характеристика занятий по «Живому слову».
Е.И.Тихеева о создании условий для развития речи и обучения родному языку.
Е.И.Тиъхеева о содержании и методах словарной работы в детском саду.
Развитие речи детей в разных видах деятельности.
Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей дошкольного возраста.
ЗАДАНИЯ:
Сделать выписки по вопросам семинара.
Подготовить реферат по любому из разделам работы по развитию речи детей /вопрос 4/ из книги Е.И.Тихеевой Развитие речи детей.
ЛИТЕРАТУРА:
Е.И.Тихеева Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/. – М., 1981.
Гребенщикова Е.А. Взгляды Е.И.Тихеевой в области развития речи детей. – М., 1967.
Е.А.Флерина Живое слово в дошкольном учреждении. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. М.М.Алексеева, В.И.Яшина/. – М., 2000.
Е.И. Тихеева Игры и занятия малых детей. – М., 1965.
СЕМИНАР 5. Характеристика программ развития речи дошкольников.
ВОПРОСЫ для обсуждения:
Научные основы программ развития речи и ее структура.
Задачи развития речи дошкольников, их лингвистическое и психолого-педагогическое обоснование задач.
Содержание программных требований к различным сторонам речи детей и их усложнение по возрастным группам.
Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе.
ЗАДАНИЯ:
Изучить программы развития речи /на выбор/. Установить перечень разделов программ, в которых излагаются требования к речевому развитию детей:
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой и др./.
Программа «развитие». Науч. Рук. Л.А.Венгер.
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С.Ушаковой.
Программа и руководство для воспитателей. Сост. Т.Н.Доронова.
Программа развития и воспитания детей в детском саду.- Детство. Под ред. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой.
Типовые программы 1-4 классов.
Провести сравнительный анализ 2-х современных программ речевого развития дошкольников по направлениям:
наличие разделов по развитию речи: связная речь, словарная работа, формирование грамматического строя речи, звуковая культура речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте.
Содержательное наполнение разделов по развитию детской речи оформить таблицей, с выделением основных задач.
Выделить и записать усложнения программных требований к разным сторонам развития речи.
Наличие требований к речевым достижениям дошкольников к концу учебного года.
ЛИТЕРАТУРА:
Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. – /Под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой и др. – Дошкольное воспитание. – 2003.
Программа «Развитие» – Науч. Руководитель Л.А.Венгер. – М., 1994.
Радуга. Программа и руководство для воспитателей. /Сост. Т.Н.Доронова. – М., 1993., 1994, 1996.
Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 4-16.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.
Типовые программы 1-4 классов . – М., 1995.
- Тематическое планирование курса «Теория и методика развития речи» на 3 курса, 6 семестра.
- Тема 1. Родной язык в системе дошкольного образования.
- Тема 2. Становление теории и методики развития речи как науки.
- Тема 3. Развитие речи детей раннего возраста,
- Тема 4. Методика развития детского словаря.
- Тема 5. Методика формирования грамматического строя речи.
- Тема 6. Методика воспитания звуковой культуры речи у детей.
- Тема 7. Методика развития связной речи.
- Вопросы к зачету По ТиТрр / п курс, 3 семестр/: