logo
Педагогика

Основные события и факты

863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами.  988 г. - Крещение Руси кн. Владимиром Святославовичем. Открытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др. ). Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги («изоборники»). Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран.  1073 г. - появление «Изоборника Святослава», получившего широкое распространение на Руси. Основан на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Си-рахова» и др. ). «Изоборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности.  Конец XV века - «Домострой» - древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. В него входили главы о почитании веры («духовное строение»), о семейной жизни («мирское строение»), о ведении хозяйства («домовое строение»). Среди добродетелей особого внимания заслуживало воспитание мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, патриотизма, уважения к старшим. Разрешалось применять наказание, но без злоупотреблений. «Домострой» ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась роль матери, хозяйки и воспитательницы («похвала женам»).  1574 г. (Львов), 1581 г. (Острог)- появление первых печатных книг - букварей Ивана Федорова, впитавших опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков.  1615 г. - открытие Киево-Могилянского коллегиума, впоследствии преобразованного в академию по образцу западноевропейских гимназий академического типа. Первое в России высшее учебное заведение, в котором обучалось 1200 человек и имелось три отделения: младшее, среднее и старшее. Преподавались астрономия, музыка, катехизис, риторика, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, история, география, математика, экономика, медицина и др. Большое внимание уделялось философии, богословию, юридическим наукам. До 80-х гг. XVIII в. преподавание велось на латыни, с 1784 г. - на русском языке. В 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию.  1649 г. - открытие Ф. Ртищевым на собственные средства училища (школы) в Москве при Андреевском монастыре. Руководил училищем Епифаний Славинецкий, а сам Ртищев стал его слушателем. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие. Для нужд училища составлен первый греко-славянский словарь.  1681 г. - открытие в Москве Типографской школы (училища) по инициативе царя Федора Алексеевича. Первая государственная школа повышенного типа. Типографская школа являлась одновременно и начальной школой, и училищем по подготовке переводчиков для Печатного двора. Впоследствии слилась со Славяно-греко-латинской академией.  1685 г. - открытие школы при Богоявленском монастыре братьями Лихудами. Все свободные науки преподавались на латинском и греческом языках, изучался итальянский. Эта школа повышенного типа приближалась по уровню образования к западноевропейским университетам. Учителем греческого языка был Ка-рион Истомин — учитель цесаревича Петра Алексеевича и автор многих учебников.  1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Цель - подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. Первое высшее учебное заведение, в котором серьезно изучались не только богословские, но и светские науки. Ориентирована на программы западноевропейских университетов. В академии было восемь основных классов и один подготовительный. В первой половине XVIII века стала одним из центров русской культуры и просвещения, с развитием сети светских учебных заведений - центром русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 г. указом Синода преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троицко-Сергиеву лавру.