logo
Педагогика

22) Основные положения педагогической теории я. А. Коменского

Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим , всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 31/. Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными “основоположениями” , законами природы.

Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в “Великой дидактике”. “ ... плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же , чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым”. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 88/.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно

отрочество - от 6 до 12 лет

юность - от 12 до 18 лет

возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма - и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки ( или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 31 - 33/.

Дидактические взгляды Я. А. Коменского

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “золотое правило” дидактики: “Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 33 - 34/.

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения.

Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

В связи с этим опять можно вспомнить принцип природосообразности. В “Великой дидактике” Коменский выдвинул такие основоположения:

- природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.

- всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.

- природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.

- начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

- и др.

/ Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 115 - 119/.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту.

Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, “воспламенить жажду знания и усердие к учению”, для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. “У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении”, - писал он. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 35 - 36/.

Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского

Для раскрытия этого вопроса вновь обращусь к принципу природосообразности. “Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни. ” / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 91/.

“Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями ... ” \ Там же\.

Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод что основную роль в воспитании детей играют именно родители.

Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского является главным средством нравственного воспитания.

Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, с побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ” \ Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955. - С. 243- 245\.

Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

Кратко опишу основные характерные черты этой школы.

“В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви , которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течении всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению.” Далее Коменский приводит список предметов, которые по его мнению необходимо изучать в материнской школе. Но здесь надо оговориться, потому что, эти предметы не являются предметами как таковыми, а скорее являются их зачатками.

Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях , замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т.п., что в общем и является основой метафизики.

В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.

Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр./ Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 148 - 149/.

А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности и пр.

То есть мы видим, что на семью возлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка. Коменский говорит : “Все всего легче образуется в нежном возрасте”. То есть в соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации Коменский считает, что семейное воспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.

23) Процесс интернационализации современно­го общества принимает широкие масштабы и предполагает сопоставление экономических, социально-политических, культурных парамет­ров развития различных государственных сис­тем. В настоящее время происходит интегра­ция России в Европейское сообщество, так как в 1986 году страна стала членом Совета Евро­пы. Для создания единого интернационального социально-культурного пространства междуна­родному сообществу необходимо преодолеть процессы отторжения, сопротивления унифика­ции, возникающие из-за недостаточного пони­мания исторически сложившихся особенностей того или иного этноса. Вклад Франции в сокровищницу мировой культуры нельзя переоценить. Гуманистические идеалы, зародившиеся на ее территории, глубо­ко проникли в общественное сознание и стали неотъемлемым элементом мировой цивилиза­ции. На протяжении длительного периода Рос­сия и Франция были тесно связаны как куль­турно, так и экономически. В современных ус­ловиях происходит возрождение традиционных связей и становление новых. Россия и Франция подписали Болонскую конвенцию, взяв на себя обязательство построить единое европейское образовательное пространство. Международ­ный процесс интеграции отражается в нацио­нальных образовательных системах, изучение которых, как части культурного пространства, способствует преодолению возникающих гума­нитарных противоречий. А лучше обратится в ближайшую турфирму, которая предоставит вам отдых в Адлере 2012 году и принесет массу приятный воспоминаний.

Франция с момента своего формирования как государства являлась страной высокой националь­ной культуры, в которой образование традиционно относилось к сфере государственных интересов и имело гуманистическую составляющую, привне­сенную в древнюю Галлию римлянами. В тот период в ходе реализации государственной обра­зовательной политики перед французской школой стояли три задачи: предоставить молодежи зна­ния, необходимые в дальнейшей жизни; исправить недостатки воспитанника и воспитать граждани­на-патриота; дать религиозное воспитание в духе христианских традиций. Приоритеты в области образования отража­лись в государственных актах. Так, регламент Генриха IV Наваррского, короля Франции, начи­нался следующими словами: «Счастье царств и народов и особенно государства христианско­го зависит от хорошего воспитания молодежи, которое ставит себе целью культивировать и просветить ум молодых людей, дотоле грубый, подготовить их изучением наук к достойному исправлению различных должностей, им пред­назначенных, - без чего они были бы людьми бесполезными для государства - и научить религии и искреннему богопочитанию, неизмен­ной привязанности к своим отцам, матерям и отечеству, почтению и повиновению по отноше­нию к государю и правителям». Факторами, повлиявшими на развитие обра­зования во Франции, стали римская культура и христианство, обновившее и обогатившее свои­ми идеями античную культуру и сохранившее ее в период упадка и варварства. Об этом сви­детельствует анализ педагогических трактатов французских авторов XVIII века Фенелона (Fenelon, Fr. de Salignac de la Mothe archeveque-duc de Cambrai prince de St.-Empire), Шарля Роллена; работ историографов французской системы образования Габриэля Компейре, Клер де Ремюза (Remusat, Claire Elisabeth Jeanne Gravier de Vergennes de), Луи Мартена (Martin, Louis Aime) и Вале де Виривиль (Vallet de Viriville), опубликованных в XIX веке; тру­дов современных отечественных ученых, рабо­тающих в области истории образования и срав­нительной педагогики А.Н. Джуринского, Е.Я. Ореховой, Т.Б. Рябовой, В.Г. Торосян. К концу XV века с укреплением королев­ской власти во Франции произошел рост свет­ского мировоззрения в образовании и зароди­лись процессы его секуляризации. В первые годы царствования Людовика XIV против иде­ологии ордена иезуитов выступили янсенисты (от имени голландского ученого Янсения). Ян­сенизм оказывал влияние на политику парла­мента и духовенства. Они обосновались в уп­раздненном монастыре Пор-Рояль недалеко от Версаля, где развивались наука, литература, ремесла, земледелие, школьное образование. Янсенисты пытались реформировать христиан­скую систему воспитания, соединив в школе глубокое изучение религии с серьезным заняти­ем языками, содействуя самостоятельной дея­тельности учащихся и воспитывая в них хрис­тианские добродетели. Ими был издан ряд учебников по грамматике, логике, математике, которые использовались во Франции на протя­жении нескольких поколений; ввели в школе изу­чение родного языка и принцип наглядности. В борьбе с орденом иезуитов янсенисты потер­пели поражение, папа римский объявил учение ересью и в 1709 году Пор-Рояль был закрыт и разрушен. После введения в образовательные програм­мы французского языка публикуются методи­ческие пособия по его изучению, такие как трак­тат философа-утописта, историка Габриеля-Бонно де Мабли (Mably, 1709-1785) «Параллели между римлянами и французами» (1740), учеб­ники Р.-Д. Франсуа-Серафина «Трактат о фран­цузской грамматике» (1705), П. Бухура «Сомне­ния относительно французского языка» (1674), Пьера Ресто «Краткое изложение принципов французской грамматики» (1732) и «Основные принципы и начала французской грамматики». При преподавании ораторского искусства ис­пользовалась «Логика» (1662) - учебник для «малых школ» при монашеском ордене «Орато­рии» Антуана Арно и Пьера Николь, а также учебник «Искусство красноречия» Б. Лами (1640-1715), высоко оцененный Ж.-Ж. Руссо. В это время были изданы труды по естест­венно-научным дисциплинам, использовавшие­ся при обучении: «Существование бога, дока­занное чудесами природы» (1715) голландского врача, математика, религиозного философа Бернара Ньевентита (1654-1718), «О челове­ке» Жана де Лабрюйера (La Bruyere, 1645­1696), «Зрелище природы» писателя, педагога, преподавателя коллежа в Реймсе, затем - ру­ководителя Лионского коллежа аббата Плюша (Pluch, 1688-1761), «Человек-машина» (1747) французского философа, врача Жюльена Офре де Ламетри (Lamettrie, La Mettrie, 1709-1751). Девочкам из бедных семей Церковь давала начальное понятие о католической вере. Для тех, чьим родителям удавалось подняться над бед­ностью, существовал шанс получить образова­ние в женских монастырях, в открытых школах, как за плату, так и бесплатно. Однако этот шанс предоставлялся избирательно, так как число учениц было ограничено. Подобные учреждения формировались в светском обществе с учетом общественного блага и частного интереса. В Париже с XIII века существовали малые, или грамматические школы. Независимо от религи­озной доктрины в них учили читать, писать, счи­тать. Уже в 1380 году в Париже было 60 таких школ, из которых 40 предназначались для обуче­ния мальчиков, а 20 - девочек . Все они нахо­дились в ведении певчего кафедрального собо­ра, который взимал с них плату и имел право назначать и увольнять учительниц . Таким образом, гуманистические идеи французской педагогики периода Ренессанса наполнились новым содержанием в эпоху Про­свещения при обращении к проблеме человека, его развитию через совершенствование скла­дывающейся системы образования. Француз­ские просветители (Вольтер, Деламбер, Дидро, Монтескье, Руссо и другие) выделили как ос­новную задачу просвещения народа популяри­зацию новых идей и знаний в общедоступной форме. Эта задача была ими реализована че­рез создание «Энциклопедии». Единство клас­сического и новаторского стало традиционной тенденцией в развитии системы образования Франции, проявившейся в создании наряду с начальными школами, коллежами и универси­тетами учебных заведений, осуществлявших профессиональную подготовку - инженерных, артиллерийских, навигаторских, горных, ветери­нарных школ, ставших прообразами современ­ных высших школ страны. Наряду с существу­ющими религиозными и светскими мужскими образовательными учреждениями появляются организации, чья деятельность связана с жен­ским образованием. Увеличение потребности в квалифицированных кадрах и формирование интеллектуальной элиты стимулировало разви­тие начального профессионального образования через производственное ученичество и откры­тие фабричных школ, что было для того време­ни прогрессивными образовательными страте­гиями, отвечавшими новым социальным запро­сам и тенденции привлечения к образованию средних и низших слоев населения.