4) Педагогика социальной среды
Подростковая среда и субкультура
Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.
Неформальные объединения молодежи – это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков: общества, групп, сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
Девиантное, или отклоняющееся, поведение – система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.
Педагогическая запущенность – поведение и уровень социально-нравственного развития, не соответствующие требованиям общества, школы к учению школьника.
Педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил:
принцип знания, согласно которому учителя должны знать социокультурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проблемы, тенденции развития, увлечения и многое другое;
принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивного, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками;
принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохранять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.
Главным в работе воспитателя является формирование установки учеников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, отвечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной группы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.
Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.
Учреждения дополнительного образования для молодежи
Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:
дома, центры детского и юношеского творчества;
специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно-туристические и др.);
многопрофильные клубы по месту жительства;
творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;
научные общества школьников;
туристическо-краеведческие, экологические и культурологические и другие экспедиции;
досуговые непрофильные объединения.
Учреждение дополнительного образования – это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к позиции и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей. Главными задачами являются следующие:
выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности;
формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении и деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);
помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;
решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;
развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры
- 4) Педагогика социальной среды
- 5) Детские общественные объединения
- 12) Понятие воспитательной системы
- 3. Структура воспитательной системы
- 14) Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
- 16) Воспитание и образование в Византии
- 2. Педагогическая мысль
- Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX-XVII вв. )
- Основные события и факты
- Владимир мономах (1053-1125)
- Карион истомин (1639-1717)
- Братья лихуды
- Сильвестр медведев (1641-1691)
- 20) Основные положения педагогической теории я. А. Коменского
- 22) Основные положения педагогической теории я. А. Коменского
- 24) Школьное образование в Англии XVII- XVIII вв.
- 28) Становление советской системы образования
- 29) Педагогика советского периода