Владимир мономах (1053-1125)
Владимир Мономах - киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу.
КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ОК. 1130 - ОК. 1182)
Кирилл Туровский - древнерусский мыслитель, разрабатывавший проблемы познания и обучения. Развивал педагогические идеи Иоанна Златоуста. Туровский считал, что знания приобретаются человеком с помощью органов чувств, а успех воспитания основан, прежде всего, на вере в Бога.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1321-1391)
Сергий Радонежский - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован православной церковью. Обладал высочайшим моральным авторитетом учителя, наставника. Благословил князя Дмитрия на борьбу с татаро-монгольским игом, разрешил монахам Троице-Сергиева монастыря Пересвету и Ослябе идти на бой с Мамаевой ордой. Способствовал укреплению авторитета монастырей как очагов образования.
ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (ОК. 1380-1418/22)
Епифаний Премудрый - древнерусский писатель, монах, автор «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского», отразивший их образы как «учителям учителей. . . , добрых пастырей. . . , неподкупных наставников».
НИЛ СОРСКИЙ (ОК. 1433-1508)
Нил Сорский - церковный и общественный деятель. В его литературном наследии большое место занимают вопросы психологии человеческих страстей.
АРХИЕПИСКОП ГЕННАДИЙ (?-1505)
Архиепископ Геннадий - новгородский архиепископ, автор знаменитого письма 1500 года о малограмотности священников, которые не в состоянии правильно читать богослужебные книги. Это письмо заставило задуматься высшее духовенство о подготовке более образованных священнослужителей.
МАКСИМ ГРЕК (1475-1556)
Максим Грек - публицист, богослов, переводчик, просветитель, толкователь греческих книг в России. Оказал влияние на становление русской науки о языке.
ИВАН ФЕДОРОВ (1510-1583)
Иван Федоров - основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. Автор первой славянской «Азбуки». Систематизированная им практика начального обучения бытовала на Руси на протяжении полутора веков. Обучение грамоте рассматривал как дело семейное.
ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (1600-1675)
Епифаний Славинецкий - педагог, просветитель, представитель византийско-русского подхода к воспитанию. Автор «Рассуждения об учении греческому языку», переводчик «Гражданства обычаев детских». Выпускник Киевской академии, руководитель училища при Андреевском монастыре в Москве. Настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного. Стремился уйти от крайностей греко-латинского и православно-старообрядческого направлений, сочетая их лучшие достижения.
ПРОТОПОП АВВАКУМ (1620/21-1682)
Протопоп Аввакум - представитель старообрядческого подхода к воспитанию. Осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинством русской педагогической традиции считал обращение к духовности, внимание к воспитанию «мужества, мудрости, правды и целомудрия».
ФЕДОР РТИЩЕВ (1626-1673)
Федор Ртищев - боярин, воспитатель царя Алексея, основатель училища при Андреевском монастыре, представитель византийско-русского подхода к образованию.
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1629-1680)
Симеон Полоцкий - церковный и общественный деятель, педагог, писатель, учитель царевичей Алексея, Федора и царевны Софьи, создатель проекта устава Славяно-греко-латинской академии. Автор трудов «Букварь языка славянского», «Псалтырь риф-мотворная», «Обед душевный». Высказал идею о делении жизни на пять этапов. Главную задачу воспитания возлагал на родителей. Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, доступность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей и др.
- 4) Педагогика социальной среды
- 5) Детские общественные объединения
- 12) Понятие воспитательной системы
- 3. Структура воспитательной системы
- 14) Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
- 16) Воспитание и образование в Византии
- 2. Педагогическая мысль
- Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX-XVII вв. )
- Основные события и факты
- Владимир мономах (1053-1125)
- Карион истомин (1639-1717)
- Братья лихуды
- Сильвестр медведев (1641-1691)
- 20) Основные положения педагогической теории я. А. Коменского
- 22) Основные положения педагогической теории я. А. Коменского
- 24) Школьное образование в Англии XVII- XVIII вв.
- 28) Становление советской системы образования
- 29) Педагогика советского периода