3.1 Анализ показателей проявления агрессии детьми старшего дошкольного возраста
Обработав результаты наблюдений за детьми (Приложение 1) и заполнив опросник А. Романова "Агрессивность: ребёнок глазами взрослого" на каждого дошкольника (Приложение 2) мы оформили сводную таблицу, где отразили в балловых показателях проявления агрессии детьми (Приложение 4). Детям экспериментальной группы, по данным исследования, свойственен высокий уровень агрессии (из 80 обследованных - 43% дошкольников /р<0,001/), умеренный уровень агрессии отмечен у 30% детей /р<0,05/, низкий уровень агрессии зафиксирован у 27% дошкольников /р<0,001/. Полученные результаты оформлены в виде гистограмм (рис.3).
Рис. 3 Показатели агрессивного поведения детей экспериментальной группы
Примечание:
Где: ☺ -достоверность различий р < 0,001
☺☺ - достоверность различий р < 0,05
Рис. 3.1 Показатели проявления агрессии мальчиками и девочками экспериментальной группы.
Где: уровень агрессии в баллах.
Гистограмма на Рис.3.1 отображает проявление агрессивности у девочек и мальчиков в отдельности. Здесь наглядно видно, что уровень агрессии по всем показателям у девочек в среднем на 30,7% ниже, чем у мальчиков.
Рис. 3.2 Показатели проявления агрессии детей экспериментальной группы в зависимости от уровня образования родителей.
Где: 1 – Родители с высшим образованием
2 – Родители со средним-специальным образованием
3 – Родители со средним образованием
4 – родители с неполным средним образованием (не рассматривались)
На рисунке 3.2. мы видим зависимость уровня проявления агрессии детьми от уровня образования родителей и как показывает гистограмма – чем выше уровень образования родителей, те выше уровень проявления агрессии детьми. К нашему большому сожалению нам не удалось набрать достаточно статистических данных, чтобы отобразить показатели проявления агрессии детьми, родители которых имеют неполное среднее образование. Ввиду малой выборки ошибка средней очень велика и не позволяет судить о достоверности результатов.
Мы предполагаем, что изменение уровня агрессии у детей в группах с различным уровнем образования может быть связана с несколькими причинами:
повышенный уровень требований к детям родителями с высшим образованием
смещенная агрессия у детей, родители которых имеют среднее образование
3.2 Анализ показателей уровня ситуационной и личностной тревожности родителей
Проанализировав ответы родителей по опроснику Д. Спилбергера, мы получили результаты (Приложение 5), которые оформили в виде гистограмм (рис. 4, рис. 5).
Родителям экспериментальной группы, по данным исследования, свойственна умеренная ситуационная тревожность (из 80 опрошенных - 62% человек /р<0,01/). Низкая ситуационная тревожность зафиксирована у 16% родителей /р<0,01/, высокая ситуационная тревожность отмечена у 22% человек/р<0,001/.
Умеренная личностная тревожность свойственна 49% родителей /р<0,001/, высокая личностная тревожность зафиксирована у 45% человек /р<0,001/, а низкая личностная тревожность отмечена у 6% родителей экспериментальной группы /р<0,01/.
Рис. 4 Показатели ситуационной тревожности родителей экспериментальной группы
Примечание:
Где ☺ -достоверность различий р< 0,001
☺☺ - достоверность различий р < 0,01
Рис. 5 Показатели личностной тревожности родителей экспериментальной группы
Примечание:
Где ☺ - достоверность различий р < 0,001
☺☺ - достоверность различий р < 0,01
3.3 Корреляционный анализ ситуационной и личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между проявлениями агрессивного поведения детей 6-7 лет и тревожностью родителей. Для определения связи между этими показателями, мы провели корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона):
1. Ситуационная тревожность родителей (С.Т.) - проявление агрессивного поведения детей (А.П.)
2. Личностная тревожность родителей (Л.Т.) - проявление агрессивного поведения детей (А.П.)
Опираясь на результаты исчисления, представленные в Приложении 7, мы получили следующие результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Корреляционный анализ личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей
Виды тревожности
Агрессия детей
|
Ситуационная тревожность
|
Личностная тревожность
|
Проявления агрессивного поведения детьми
|
0,69
|
0,63
|
По данным таблицы можно сделать выводы:
Между ситуационной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени выраженности;
Между личностной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени выраженности.
Степень выраженности тревожности родителей экспериментальной группы различна, поэтому мы провели корреляционный анализ между проявлениями агрессивного поведения детей и каждым уровнем выраженности тревожности родителей (как ситуационной, так и личностной) (Приложение 10, Приложение 9). Результаты были оформлены в Таблицу 2, Таблицу 3.
Таблица 2
Уровни личностной тревожности родителей и проявления агрессивного поведения детей (корреляционный анализ r)
Уровни (Л.Т.)
Проявления агрессивного поведения детеи |
высокий
|
умеренный
|
низкий
|
Проявления агрессивного поведения детьми
|
**** 0,79
|
*** 0,65
|
** 0,45
|
Примечание: где ** - корреляционная связь умеренная;
*** - корреляционная связь средняя;
**** - корреляционная связь сильная;
Таблица 3
Уровни ситуационной тревожности родителей и проявления агрессивного поведения детей (корреляционный анализ r)
Уровни (С.Т.)
Проявления агрессивного поведения детей |
высокий
|
умеренный
|
низкий
|
Проявления агрессивного поведения детьми
|
**** 0,75
|
*** 0,63
|
*** 0,68
|
Примечание: где *** - корреляционная связь средняя;
**** - корреляционная связь сильная
По данным таблиц можно сделать следующие выводы:
на появление агрессивного поведения детей в большей степени влияет высокий уровень как личностной, так и ситуационной тревожности родителей;
между умеренным и низким уровнем (ситуационной и личностной) тревожности родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени выраженности;
низкий уровень личностной тревожности родителей оказывает незначительное влияние на становление агрессивного поведения детей.
Для подтверждения нашей гипотезы, что именно ситуационная и личностная тревожность родителей оказывает влияние на становление агрессивного поведения детей, а не агрессивное поведение дошкольников провоцирует появление тревожности у родителей, нами был проведен корреляционный анализ уровней агрессивного поведения детей и тревожности родителей (Приложение 11, Приложение 12). Результаты были оформлены в Таблицу 4.
Таблица 4
Влияние агрессивного поведения детей на становление тревожности родителей (корреляционный анализ r)
Уровни А.П. детей
Виды тревожности
|
высокий
|
умеренный
|
низкий
|
ситуационная
|
*** 0,61
|
**** 0,77
|
*** 0,68
|
личностная
|
*** 0,66
|
**** 0,71
|
*** 0,69
|
Примечание: где *** - корреляционная связь средняя;
**** - корреляционная связь сильная.
По данным таблицы можно сделать следующие выводы:
между высоким и низким уровнем агрессии детей и тревожностью родителей существует корреляционная связь средней степени выраженности;
между умеренным уровнем агрессии дошкольников и тревожностью родителей существует корреляционная связь сильной степени выраженности.
Выводы
Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Наблюдения за поведением детей в естественных условиях показали, что среди дошкольников широко распространено такое явление как агрессия. Из 80 обследованных - высокий уровень агрессии зафиксирован у 43% дошкольников /р<0,001/, умеренный уровень агрессии отмечен у 30% детей /р<0,005/, низкий уровень агрессии свойственен 27% /р<0,001/.
Диагностика тревожности по опроснику Ч.Д. Спилбергера выявила, что родителям экспериментальной группы свойственна как ситуационная, так личностная тревожность. Умеренная ситуационная тревожность зафиксирована у 62% человек /р<0,01/, высокая ситуационная тревожность отмечена у 22% родителей /р<0,001/, а низкая ситуационная тревожность у 16% человек /р<0,01/.
Умеренная личностная тревожность свойственна 49% родителей /р<0,001/. Высокая личностная тревожность зафиксирована у 45% человек /р<0,001/, а низкая личностная тревожность отмечена у 6% родителей экспериментальной группы /р<0,01/.
Корреляционный анализ ситуационной и личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что между ситуационной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени (r = 0,69), между личностной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени (r = 0,62).
Корреляционный анализ уровней личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что между высоким уровнем личностной тревожности родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,79).
Корреляционный анализ уровней ситуационной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что между высоким уровнем ситуационной тревожности родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,75).
Корреляционный анализ уровней агрессивного поведения детей 6-7 лет и тревожности родителей показал, что между умеренным уровнем агрессии детей и ситуационной тревожностью родителей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,77), между умеренным уровнем агрессии детей и личностной тревожностью родителей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,71).
- Дипломная работа
- "Влияние тревожности родителей на агрессивное поведение детей 6-7 лет"
- Оглавление
- Глава 1. Теоретические предпосылки
- Глава 2. Материалы и методы исследования ................................……...21
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ......................…......25
- Введение
- Глава I Теоретические предпосылки изучения проблемы агрессии и тревожности
- 1.1 Агрессия: определение и основные теории
- Медико-биологические подходы
- Подходы, ориентированные на инстинкты
- Фрустрационно - агрессивная гипотеза(гомеостатическая модель).
- Когнитивные модели
- Социально-психологические подходы
- Социало - ориентированные подходы
- 1.2 Становление агрессивного поведения
- Способствующие насилию факторы
- Противодействующие насилию факторы
- 1.4 Основные аспекты проблемы: тревога и тревожность
- Глава II Материалы и методы исследования
- 2.1 Материалы исследования
- 2.2 Методы исследования
- Глава III Результаты исследования и их обсуждение
- 3.1 Анализ показателей проявления агрессии детьми старшего дошкольного возраста
- Заключение
- Практические рекомендации
- Библиография
- Протокол наблюдения
- Агрессивность (опросник: ребёнок глазами взрослого)
- Сведения о проявлениях агрессии детьми экспериментальной группы
- Сведения о родителях экспериментальной группы