logo
ПОСЛЕДНИЙ Диплом по тревожности детей

2.2 Методы исследования

Согласно Е. Смирновой /2002/ проблему выявления детей, склонных к агрессии, можно решить, только методом наблюдения. Он позволяет описать реальную жизнь ребёнка, исследовав его в естественных условиях.

В нашем исследовании были использованы следующие виды наблюдения:

1. Систематическое (использование плана с фиксацией агрессивных действий);

2. Выборочное (отслеживание только агрессивных проявлений детей);

3. Включённое (совместная деятельность экспериментатора и дошкольников).

В ходе наблюдений за детьми нас интересовали случаи физической и вербальной агрессии, направленной на взрослых, сверстников и предметы. Все проявления фиксировались в протоколы (приложение 1).

Наблюдение за дошкольниками осуществлялось с октября 2003 по март 2004 года в естественных условиях (на занятиях, при выполнении режимных моментов, в самостоятельной, трудовой и игровой деятельности).

По основе наблюдений, на каждого ребёнка был заполнен опросник А Романова /1993/ "Агрессивность: ребёнок глазами взрослого" (Приложение 2). Он включает в себя перечень признаков агрессивного поведения детей (внешние, вегетативные, физические, вербальные и т.д.) и их краткое описание. Каждый признак агрессии описывается в баллах:

Данный опросник был выбран потому, что позволяет помимо количественного получить и качественный результат.

А. Романов выделяет три уровня проявлений агрессивного поведения:

Для выявления ситуационной и личностной тревожности родителям была предложена методика Ч.Д. Спилбергера (1971). Этот тест позволяет дифференцированно измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Бланк шкал самооценки по Спилбергеру включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из них предназначены для оценки уровня ситуационной тревожности (С.Т.) и 20 - для оценки личностной тревожности (Л.Т.) (Приложение 3). На каждый вопрос предусматривается четыре варианта ответа по степени интенсивности. По результатам теста Спилбергер выделяет три уровня тревожности:

Исследование ситуационной и личностной тревожности родителей носило индивидуальный характер.

Данный тест был выбран потому, что имеет небольшой объём и не требует со стороны родителей больших временных и энергетических затрат.

Для сравнения выборочных средних величин (уровней ситуационной и личностной тревожности родителей, уровней агрессии родителей 6-7 лет), для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, использовался t - критерий Стъюдента:

где X1 - среднее значение переменной по одной выборке данных;

Х2 - среднее значение переменной по другой выборке данных;

m1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

m1 и m2 свою очередь вычисляются по следующим формулам:

где S12 - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

S22 - выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);

n1 - число частных переменной в первой выборке;

n2 - число частных переменной во второй выборке;

Для выявления взаимосвязи между тревожностью (ситуационной и личностной) родителей и агрессивным поведением детей был использован коэффициент корреляции Пирсона:

где dx - размах первой выборки,

dy - размах второй выборки

dx и dy B свою очередь вычисляются по следующим формулам:

dx = x-x, dy=y-y,

где x - среднее значение переменной по одной выборке данных;

у - среднее значение переменной по второй выборке данных;

При этом если:

/r/ >0 7 - связь сильная;

0,69 > /r/ >0,5 - связь средняя;

0,3 < /r/ < 0,49 - связь умеренная;

0,2 < /r/ < 0,29 - связь слабая;

/r/ < 0 19 - связь очень слабая.

Коэффициент корреляции Пирсона позволяет дать оценку между двумя или большим количеством признаков в двух различных группах.