Противодействующие насилию факторы
— Катарсисное влияние фильмов: действие через себя (пропускание). Дети реагируют вместе с идентификационной фигурой, и количество агрессии сокращается благодаря финальному акту телевидения.
— Влияние бесед о фильме: телепродукция, нагруженная проблемами и насилием, должна стать предметом последующих дискуссий так, чтобы вербальная энергия сократилась и ситуация смогла стать предметной.
— Уточнение иллюзорного мира кино: лица, которые могут чётко разграничивать иллюзорный мир и реальность, едва ли могут быть предрасположены к переносу насилия из фильмов в жизнь.
Психологи считают, что поведение индивидуума в детстве позволяет довольно надёжно предсказывать его поведение в зрелые годы. Иными словами, человек, в детстве оценивающийся сверстниками, как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего, будет оцениваться так же.
1.3 Виды и причины проявления агрессии детьми дошкольного возраста
Агрессия - обычное проявление растущего ребенка. Она есть уже у новорожденного - его первый крик это символическое выражение яростного желания жить, несмотря на родовую боль. Ведь её испытывает не только мать, но и малыш. У растущего младенца нормальная, защитная агрессивность проявляется в плаче. Это простейший сигнал о переживаемых им неудобствах и нуждах. Затем приходит потребность кусать и даже рвать предметы. Это результат развития перцептивной координации и простейших действий с предметами. В более позднем возрасте появляются те взрывы раздражения, которые и кажутся невнимательным родителям немотивированными. На самом деле это простейшие формы выражения вполне терпимого несогласия со взрослыми и выработки собственного мнения. За ними - тот самый кризис "самости" или "самоидентификации" - поиск ответов на вопросы "кто я?", "какой я?", "что я могу?"
В дошкольном возрасте можно встретить следующие формы агрессии:
Физическая агрессия (драки) - конфликтные ситуации со сверстниками ребенок разрешает с помощью кулаков. В целом ряде случаев агрессивное поведение сопровождается задиристостью, когда сам ребенок "задирает" других, провоцирует их на конфликт, и тут же разрешают его посредством драки, пока в этот процесс не вмешиваются взрослые;
Разрушительность - может быть ненамеренной как реакция на неудачу, в состоянии аффекта ребенок срывает зло на всех предметах, которые попадаются под руку, но так же может носить и преднамеренный характер, когда дошкольник намеренно вклинивается в игру сверстников, разрушает постройки, раскидывает игровой материал. Причина - зависть, приводящая к желанию навредить и тем самым привлечь к себе внимание;
Вспыльчивость - мгновенная эмоциональная реакция, выливающаяся в физическую, устную агрессию или разрушительность;
Непослушание - носит произвольный намеренный характер и выражает протест ребенка на действия взрослых (настоять на своем, сделать назло, не подчиниться);
Устная агрессия - выражается в брани, оскорблениях, крике и других вербальных реакциях (Маралов В.Г., 1995)
В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность:
— спонтанная демонстрация себя;
— достижение своих практических целей;
— подавление и уничижение другого.
Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их. В основе такого отношения к сверстникам лежит особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других.
Психологи отмечают, что судить об агрессивности нельзя лишь по внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания.
Агрессию дошкольника не только не нужно, но и просто вредно исключить из его характера, необходимо её ограничивать и контролировать, а также поощрять те формы, которые не приносят вреда личности и обществу.
- Дипломная работа
- "Влияние тревожности родителей на агрессивное поведение детей 6-7 лет"
- Оглавление
- Глава 1. Теоретические предпосылки
- Глава 2. Материалы и методы исследования ................................……...21
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ......................…......25
- Введение
- Глава I Теоретические предпосылки изучения проблемы агрессии и тревожности
- 1.1 Агрессия: определение и основные теории
- Медико-биологические подходы
- Подходы, ориентированные на инстинкты
- Фрустрационно - агрессивная гипотеза(гомеостатическая модель).
- Когнитивные модели
- Социально-психологические подходы
- Социало - ориентированные подходы
- 1.2 Становление агрессивного поведения
- Способствующие насилию факторы
- Противодействующие насилию факторы
- 1.4 Основные аспекты проблемы: тревога и тревожность
- Глава II Материалы и методы исследования
- 2.1 Материалы исследования
- 2.2 Методы исследования
- Глава III Результаты исследования и их обсуждение
- 3.1 Анализ показателей проявления агрессии детьми старшего дошкольного возраста
- Заключение
- Практические рекомендации
- Библиография
- Протокол наблюдения
- Агрессивность (опросник: ребёнок глазами взрослого)
- Сведения о проявлениях агрессии детьми экспериментальной группы
- Сведения о родителях экспериментальной группы