logo
Педагогика большая

27.Агрошкола (а.А.Католиков).

В последние десятилетия наблюдалось снижение внимания к проблеме трудового и политехнического воспитания в общеобразовательной школе. Тем ценнее опыт школ, осуществляющих в современных условиях технологии трудового и политехнического образования, соединения обучения с производительным трудом. Эти школы выступают на общем фоне как альтернативные, авторские.

К таким образовательным учреждениям относится агрошкола-интернат (первоначально школа-интернат для детей-сирот) в г. Сыктывкаре (Республика Коми, Россия), которую с 1973 по 1996 год возглавлял талантливый педагог-новатор, народный учитель СССР А. А. Католиков. Под его руководством педагоги интерната начали разрабатывать принципиально новые модели воспитания и развития детей-сирот в различных видах деятельности. С 1993 года агрошкола является экспериментальной площадкой Института профессионального самоопределения РАО. Цель научно-экспериментальной работы — поиск наиболее эффективных средств развития воспитанников интернатов, их психологической реабилитации, социальной адаптации, совершенствование методов подготовки воспитанников к сельскохозяйственному труду.

Задачи агрошколы:

1. Создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного, физического развития всех учащихся и для самореализации каждого из них.

2. Профессиональная ориентация учащихся на сельскохозяйственные и другие специальности.

3. Начальное профессиональное обучение по профессиям: «мастер-животновод», «мастер- растениевод», «тракторист», «водитель».

4. Развитие потребности в здоровом образе жизни, забота о своем здоровье.

5. Воспитание основ национального и гражданского самосознания.

6. Социальная защита учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшие и средние учебные заведения

Основные направления и формы инновационной деятельности агрошколы:

1. Управление развитием учащихся средствами интегрированного обучения и профессионального определения

2. Система интегрированных уроков и учебных курсов

3. Трудовая (сельскохозяйственный труд в учебно-опытном хозяйстве) и исследовательская работа как условие допрофессиональной подготовки воспитанников

4. Внеурочная (эстетическая) направленность

5. Система дополнительного образования (программы «Открытие мира», «Путешествие к ис- токам» и др.)

6. Разработка системы профессиональной подготовки по сельскохозяйственным специальностям в условиях агрошколы-интерната

7. Возможности образовательной области «Технология» в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни

8. Система работы по укреплению здоровья детей и воспитанию потребности в здоровом образе жизни.