11.Система развивающего обучения д.Б.Эльконина, в.В. Давыдова.
Они не были согласны с традиционной системой обучение и предложили свое теорию обучение в процессе обучение будет развиваться мышление, а само обучении е будет развивающим.
В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение — постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Ребенок, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее основание. Выделение и фиксация этого основания есть содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, ребенок способен затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы. Формой существования теоретического знания в теории
В. В. Давыдова являются способы умственной деятельности, обобщенные способы действий.
Принципы:
-принцип преемственности трансформируется у него в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития;
-принцип доступности — в принцип развивающего обучения;
-принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности;
-принцип наглядности фиксируется как принцип предметности (реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели).
В основе технологии развивающего обучения лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Согласно результатам исследований Д. Б. Эльконина, основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с ее компонентами: постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой, а также правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности.
В соответствии с теорией В. В. Давыдова, для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи. При этом они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются с ходу и правильно.
Развитие ученика как субъекта учебной деятельности происходит в самом процессе становления учебной деятельности. Младший школьник первоначально выполняет ее вместе с другими учениками и с помощью учителя, то есть учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Именно в этих ситуациях возникают «зоны ближайшего развития». Постепенно каждый ученик становится индивидуальным субъектом учебной деятельности. Как субъекта учебной деятельности младшего школьника характеризуют также желание и умение учиться, рефлексивные умения.
Алгоритм обучения в системе:
1. Знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей, ориентирование в ней
2. Образец преобразования материала
3. Фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели
4. Определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению
5. Наполнение выделенной общей формулы конкретным содержанием
Особенностями урока в данной системе развивающего обучения являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Развивающее обучение по системе В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина внедрено в практику начального обучения, но не является массовой образовательной практикой.
- 1.Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. (дополнить виды)
- 2. Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования.
- 3.Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии.
- 4.Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование, осуществление педагогического процесса.
- 5.Технологии целеполагания.
- 6.Личностно ориентированный подход в педагогике. Технологии личностно ориентированного обучения.
- 7.Педагогика сотрудничества: концептуальные основы, дидактический активизирующий и развивающий комплексы.
- 8.Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 10.Система развивающего обучения л.В. Занкова.
- 11.Система развивающего обучения д.Б.Эльконина, в.В. Давыдова.
- 12.Технологии полного усвоения знаний и организации усвоения темы урока.
- 13.Технологии проблемного обучения.
- 14.Игровые технологии.
- 15.Технологии группового и коллективного обучения.
- 16.Технологии ориентированные на развитие творческих способностей.
- 17.Методическая работа в школе как фактор повышения профессионально-педагогической культуры.
- 18.Основные формы методической работы в школе.
- 19.Аттестция педагогических работников.
- 20.Профессиональное самообразование педагога.
- 21.Инновационная направленность организации методической работы в современной школе.
- 22.Сущность авторской школы.
- 23.Школа-коммуна (а.А.Макаренко).
- 24.Школа адаптирующей педагогики (е.А.Ямбург,б.А.Бройде).
- 25.Школа самоопределения (а.Н.Тубельский).
- 26.Школа-парк (м.А.Балабан).
- 27.Агрошкола (а.А.Католиков).
- 28.Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий.
- 29.Технологии разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса.
- 30. Коррекционно-педагогическая деятельность и ее технология.
- 1. Традиционные