5.Технологии целеполагания.
Технология педагогического целеполагания — последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на определение, формулировку целей обучения, воспитания и развития учащихся. В контексте технологического подхода цель — это норма, предписывающее представление о результате или образ желаемого результата. Педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Цель, по утверждению В. П. Беспалько, диагностична, если есть строгое, точное описание формируемых знаний, умений, свойств личности, позволяющее отличить их от всех других; для выявления диагностируемых знаний, умений, свойств есть инструмент измерения их сформированности; имеется шкала для их оценки. Цель задана операционально, если в ее формулировке имеется указание на средства достижения этой цели. Всякая диагностично и операционально заданная цель называется задачей. М. В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач обучения, встречающиеся в школьной практике.
Технология целепологания в процессе воспитания:
Без актуализации у школьников определенных потребностей, положительной мотивации, побуждающей их к тем или иным видам деятельности, невозможно осуществлять успешный, с точки зрения поставленных педагогических целей и задач, учебно-воспитательный процесс. Мотивацию образуют потребности, интересы, цели, идеалы — все то, что является движущими силами поведения.
Технология формирования положительно мотивации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся может быть охарактеризована как система действий педагога, направленных на формирование и развитие этой мотивации.
Все способы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности условно можно разделить на три группы (по И. З. Гликману):
1) связанные с лучшим удовлетворением врожденной познавательной потребности, которая есть у каждого ребенка, посредством продуманной более эффективной организации обучения;
2) ориентированные на удовлетворение других потребностей учащихся;
3) направленные на создание общих благоприятных условий для протекания учебно-воспитательного процесса.
Интериоризация— формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
Экстериоризация — процесс, обратный интериоризации, означающий переход действия из внутреннего во внешний план, порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур человеческой психики.
Технология поэтапного формирования умственной деятельности
- 1.Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. (дополнить виды)
- 2. Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования.
- 3.Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии.
- 4.Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование, осуществление педагогического процесса.
- 5.Технологии целеполагания.
- 6.Личностно ориентированный подход в педагогике. Технологии личностно ориентированного обучения.
- 7.Педагогика сотрудничества: концептуальные основы, дидактический активизирующий и развивающий комплексы.
- 8.Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 10.Система развивающего обучения л.В. Занкова.
- 11.Система развивающего обучения д.Б.Эльконина, в.В. Давыдова.
- 12.Технологии полного усвоения знаний и организации усвоения темы урока.
- 13.Технологии проблемного обучения.
- 14.Игровые технологии.
- 15.Технологии группового и коллективного обучения.
- 16.Технологии ориентированные на развитие творческих способностей.
- 17.Методическая работа в школе как фактор повышения профессионально-педагогической культуры.
- 18.Основные формы методической работы в школе.
- 19.Аттестция педагогических работников.
- 20.Профессиональное самообразование педагога.
- 21.Инновационная направленность организации методической работы в современной школе.
- 22.Сущность авторской школы.
- 23.Школа-коммуна (а.А.Макаренко).
- 24.Школа адаптирующей педагогики (е.А.Ямбург,б.А.Бройде).
- 25.Школа самоопределения (а.Н.Тубельский).
- 26.Школа-парк (м.А.Балабан).
- 27.Агрошкола (а.А.Католиков).
- 28.Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий.
- 29.Технологии разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса.
- 30. Коррекционно-педагогическая деятельность и ее технология.
- 1. Традиционные