42. Принцип наглядности обучения
Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6 х 106 бит/сек; акустического — 0,32 х 106 бит/сек; тактильного — 0,13 х ДО6 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них.
1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
2. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
8. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
9. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.
10. Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
11. Используйте наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
12. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
13. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.
14. Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.
15. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
16. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
17. Помните, что в условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки.
18. С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
19. Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
20. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Возникновение и развитие педагогики
- 2. Объект, предмет и функции педагогики
- 3. Образование как социальный феномен
- 4. Понятийный аппарат педагогики.
- 5. Структура науки педагогики.
- 6. Связь педагогики с другими науками
- 7. Методы педагогического исследования:
- 8. Цели и задачи образования.
- 9, 10. Понятие пп. Общность и специфика двух сторон пп, его движущие силы. Функции пед процесса.
- 11. Основные характеристики пп, его компоненты.
- 12. Понятие «человек», «личность», «развитие».
- 13. Движущие силы и факторы развития личности.
- 14. Возрастная периодизация детства. Критерии выделения возрастных периодов.
- Акселерация
- Неравномерность развития
- 16. Пед характеристика детей младшего школьного возраста.
- 17. Особенности подростков и их учет в пед процессе.
- 18. Пед характеристика юношеского возраста.
- 19. Индивидуальные особенности личности и их учет в пп.
- Способный, но ленивый
- 27. Сущность процесса обучения.
- 30. Структура процесса обучения
- 33. Мотивация учения.
- 34. Значение, формирование положительных мотивов к учению. Познавательный интерес, как важнейший мотив учения.
- 37. Принципы развивающего обучения л.В. Занкова
- 39. Понятие «закономерность обучения», «принцип обучения», «правила обучения». Закономерности обучения.
- 40. Понятие принципа обучения. Система принципов обучения в современной педагогике.
- 41. Принцип сознательности и активности
- 42. Принцип наглядности обучения
- 43. Принцип систематичности и последовательности
- 45. Принцип прочности
- 46. Принцип научности
- 47. Принцип доступности
- 48. Принцип связи теории с практикой
- 52 . Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения