logo
Педагогика ответы

14. Возрастная периодизация детства. Критерии выделения возрастных периодов.

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с воз­растом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физичес­кого, психического и социального развития. Разумеется, это со­ответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие кон­кретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни, знание которых несет важную ин­формацию для посвященных. Есть целый ряд разработок перио­дизаций развития (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Леви­тов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.), причем число предложенных периодизаций достигло нескольких де­сятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один кри­терий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия. Остановимся на анализе периоди­зации, которая сейчас признается большинством педагогов.

Периодизация основывается на выделении возрастных осо­бенностей. Возрастными особенностями называются характер­ные для определенного периода жизни анатомо-физиологичес-кие и психические качества. Сущность возрастных особенно­стей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духов­ное развитие человека тесно связаны между собой, то соответ­ствующие возрасту изменения наступают и в психической сфе­ре. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная ди­намика духовного развития личности. Это и служит естествен­ной основой для выделения последовательных этапов челове­ческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человечес­кую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

Педагогическая

1. Пренатальный период

1. Младенчество (1 год жизни)

2. Период новорожденное (до 6 недель жизни)

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

3. Грудной период (до 1 года)

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

4. Ползунковый возраст (1-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

5 Дошкольный возраст (3-6 лет)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

6 Школьный возраст (6-11 лет)

4. Младший школьный возраст (6-10 лет)

7. Пубертатный период (11-15 лет)

5. Средний школьный возраст (10-15 лет)

8. Юношеский период (15-20 лет)

6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периоди­зации составляют стадии физического и психического разви­тия, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспита­ние, с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созре­вания организма, его нервной системы и органов, а также свя­занное с ним развитие познавательных сил, то разумно органи­зованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отри­цание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой соци­альный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и дик­тует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом уче­те в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответ­ствовать возрастным этапам развития. Как в природе все про­исходит в свое время, так и в воспитании все должно идти сво­им чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания ко­торых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предла­галось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я.А. Коменский.

Учет возрастных особенностей — один из основополагаю­щих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснован­ные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятель­ности.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4