46. Принцип научности
Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.
Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:
1. Реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда.
2. Учитывая новейшие достижения дидактики и психологии обучения, разумно используйте логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, даже в начальной школе смелее вводите абстракции, позволяющие глубже понять конкретное. Старайтесь, однако, избегать абстракций, которые не получают полного определения в рамках школьного курса.
3. Раскрывайте логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.
4. Воспитывайте у учащихся диалектический подход к изучаемым предметам, явлениям, формируйте элементы научного диалектического мышления.
5. Каждое нововведенное научное понятие систематически повторяйте, применяйте и используйте на всем протяжении учебного курса, ибо что не упражняется, то забывается.
6. Изучение законов науки проводите, учитывая наиболее важные стороны процесса развития изучаемых явлений: зависимость от внешних условий, места и времени, конкретные формы изменения явления, борьбу старого с новым, содержание и форму.
7. В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.
8. Систематически информируйте своих учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре: связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний.
9. Не сводите ознакомление с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту: рассматривайте каждое явление во все новых связях и отношениях.
10. Не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.
11. Раскрывайте перед учащимися методы и сложности научного познания, покажите зависимость результатов от методов.
12. Применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.
13. Раскрывайте генезис научного знания, эмбриологию истины, последовательно реализуйте требования историзма в обучении.
14. В связи с все увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделяйте ключевым проблемам науки, раскрывайте перед учащимися основные идеи научных достижений, приучайте их следить за научной информацией, поощряйте коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.
15. В старших классах не обходите спорные научные проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения, если позволяют условия, организуйте дискуссию.
16. Поощряйте исследовательскую работу школьников. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной и опытнической работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.
17. Добивайтесь, чтобы учащиеся усваивали новые понятия и термины в единстве с научными теориями, законами.
18. Дайте учащемуся возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения.
19. Освещая новые достижения в науке и технике, не забывайте рассказать о совершенствовании технологии обучения, раскрывайте сложности учебного труда и пути повышения его эффективности путем познания тайн обучения и внедрения новых средств; настойчиво пропагандируйте идеи научной организации учебного труда.
20. Остерегайтесь неоднозначных и фальшивых фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений. В школе, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать произвольного, искаженного толкования учащимися сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей. Но серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Возникновение и развитие педагогики
- 2. Объект, предмет и функции педагогики
- 3. Образование как социальный феномен
- 4. Понятийный аппарат педагогики.
- 5. Структура науки педагогики.
- 6. Связь педагогики с другими науками
- 7. Методы педагогического исследования:
- 8. Цели и задачи образования.
- 9, 10. Понятие пп. Общность и специфика двух сторон пп, его движущие силы. Функции пед процесса.
- 11. Основные характеристики пп, его компоненты.
- 12. Понятие «человек», «личность», «развитие».
- 13. Движущие силы и факторы развития личности.
- 14. Возрастная периодизация детства. Критерии выделения возрастных периодов.
- Акселерация
- Неравномерность развития
- 16. Пед характеристика детей младшего школьного возраста.
- 17. Особенности подростков и их учет в пед процессе.
- 18. Пед характеристика юношеского возраста.
- 19. Индивидуальные особенности личности и их учет в пп.
- Способный, но ленивый
- 27. Сущность процесса обучения.
- 30. Структура процесса обучения
- 33. Мотивация учения.
- 34. Значение, формирование положительных мотивов к учению. Познавательный интерес, как важнейший мотив учения.
- 37. Принципы развивающего обучения л.В. Занкова
- 39. Понятие «закономерность обучения», «принцип обучения», «правила обучения». Закономерности обучения.
- 40. Понятие принципа обучения. Система принципов обучения в современной педагогике.
- 41. Принцип сознательности и активности
- 42. Принцип наглядности обучения
- 43. Принцип систематичности и последовательности
- 45. Принцип прочности
- 46. Принцип научности
- 47. Принцип доступности
- 48. Принцип связи теории с практикой
- 52 . Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения