logo
Педагогика ответы

Акселерация

Отмечая условность и известную подвижность вьщеленных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация (от латинского «ак-селерацио» — ускорение) — это ускоренное физическое и от­части психическое развитие в детском и подростковом возрас­те. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созре­ванием организма, психологи — с развитием психических фун­кций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рас­согласованием процессов физиологического созревания орга­низма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. физическое и ду­ховное развитие детей и подростков было сбалансированным. На рисунке это показывает кривая 1, выражающая общую тен­денцию нормального физиологического и социального созрева­ния. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального раз­вития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социаль­ных, нравственных качеств. К тринадцати—пятнадцати годам у девочек, а к четырнадцати—шестнадцати годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном раз­витии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрос­лых» физиологических потребностей, в том числе половых, со­циальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно про­грессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводя­щее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия ак­селерации, создавшей немало трудностей как для самих под­ростков, не умеющих совладать с происходящими в них пере­менами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитате­лей. Если с чисто техническими проблемами акселерации — обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т. п. еще как-то справились, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком рас­пространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, пробле­мы остались.

О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За три десятилетия длина тела у подростков увеличи­лась в среднем на 13—15 сантиметров, а вес — на 10—12 ки­лограммов по сравнению с их сверстниками 50-х годов.

Среди основных причин акселерации назовем: общие тем­пы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повы­шение качества питания и медицинского обслуживания, улуч­шение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как пока­зывают опыты с растениями и животными, к ослаблению гено­фонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4