logo
364214_7A2EB_shpargalki_po_istorii_pedagogiki

29. Назовите и опишите наиболее известные учебные заведения в России XIX века (Царско-Сельский Лицей или Частная школа Левитской, или Московская школа им. Медведникова).

Среди самых блестящих имен XIX в., составивших гордость и славу России, имена АС Пушкина, И.И. Пущина, A.M. Горчакова, А.А. Дельвига, М.А. Корфа, В.К. Кюхельбекера... Все они воспитанники Царскосельского лицея — первого его выпуска (1811—1817). Трудно найти еще какое-либо учебное заведение, которое бы взлелеяло столько исключительных личностей.

Царскосельский лицей был как бы преемником славных традиций древней школы. Мысль об учреждении Царскосельского лицея возникла у Александра I в первые годы его царствования и была тесно связана с теми преобразованиями, которые начались в начале XIX в. Преобразования были необходимы везде. Лицей был закрытым дворянским высшим учебным, заведением с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц. Так, Александр Пушкин был принят при поддержке друга семьи литератора и журналиста А.И. Тургенева. Принималис 10—12 лет. Прием в Лицей проводился один раз в три года от 20 до 50 человек. Все расходы на содержание лицея несла государственная казна.

Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. В нем не придавалось особого значения религиозным обрядам и убеждениям. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривалось телесное наказание. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как ко взрослым, их должны были называть только на вы. К фамилии обязательно прибавлялось обращение господин. Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах Лицея, а с родителями и родственниками им позволялось видеться только в определенные дни и только в Лицее. Занятия проходили с 1 августа по 1 июля, каникулы — один месяц — июль. 19 октября 1811 г. — день торжественного открытия Лицея.

Лицей был устроен так, что в нем были соединены все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. Прогрессивные деятели, такие как М.М. Сперанский, В.Ф. Малиновский и другие, стремились к воспитанию «новых людей», которые могли бы впоследствии осуществить преобразование России. Царское правительство поддерживало их, преследуя лишь практическую цель: подготовку высокообразованных чиновников для административною, судебного и дипломатического поприща.

Предусматривалось общее образование (без специализации), но с преобладанием гуманитарных наук. Для каждого курса были выработаны правила обучения. Нравственные науки должны были стать в Лицее основными. Воспитанникам Лицея предстояло изучить сокращенный катехизис, библейскую историю, историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и др.

Второе место в программе Лицея отводилось математическим и физическим наукам. К изящным искусствам Устав относил чистописание, рисование, танцы, гимнастические упражнения, фехтование, верховую езду, плавание. Намечено было преподавание военных наук и ряда других предметов (например, гражданской архитектуры и перспективы).

Итак, учебные предметы в Лицее разделялись на два курса, из которых первый назывался начальным, второй — окончательным. Каждый курс продолжался 3 года. В начальный курс входили следующие предметы: а) грамматика языков: русского, латинского, французского, немецкого; б) первоначальные основы Закона Божиего и философии нравственной, первоначальные основы логики; в) математические и физические науки: арифметика, начиная с тройного правила, геометрия, часть алгебры, тригонометрия прямолинейная, начало физики; г) исторические науки: российская история, иностранная, география, хронология; д) первоначальные основания изящной словесности: избранные места из лучших писателей с их разбором; правила риторики; е) изящные искусства и гимнастические упражнения, а также чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

Окончательный курс состоял из следующих наук: а) нравственные науки; б) физические; в) математические; г) исторические; д) словесность; е) изящные искусства и гимнастические упражнения. Также давались понятия о гражданской архитектуре и искусстве.

Обучение в Лицее возлагалось на профессоров. С тридцатью воспитанниками занимались шесть профессоров, а еще были адъюнкты и учителя, число профессоров определялось количеством предметов. Профессора в присутствии директора проводили испытания воспитанников каждые полгода, а воспитанники, оканчивающие курс, держали испытание по всему лицейскому курсу.

Царскосельский лицей признан лучшим учебным заведением всех времен и даже неким идеалом школы будущего. Вот почему так актуальны, так нужны уроки Лицея с его идеалом свободной, талантливой личности — и учителя, и ученика.

Частная школа Е.С. Левицкой

Школа Левицкой была одной из первых экспериментальных школ, где проходило совместное обучение мальчиков и девочек. Левицкая пыталась создать ≪школу-семью≫, фундаментом которой и являлось совместное обучение детей.

Принципы жизни школы

Школа организованная семья. По мнению основательницы школы, естественной и идеальной средой воспитания служит семья.

Гармоническое развитие ребенка. Школа не должна односторонне развивать своих питомцев (как это было в казенных гимназиях). Она призвана обеспечить духовное и физическое продвижение ребенка. Общее развитие есть цель всякой неспециальной школы.

Нравственное воспитание в школе. Воспитывающее влияние школы основывалось на постоянном внимании к детской природе, любви и понимании ее и предоставлении деятельному детскому уму здоровой и достаточной пищи, на развитии физической бодрости и силы.

Дисциплина школы, будучи строгой, не была мертвой и пассивной. Дети постоянно чувствовали свои обязанности и знали свои права. Уважение личности ребенка было обязательно в школе и развивалось через множество мелочей школьной жизни: — избегали делать замечания старшим в присутствии младших; — наказание ученика оканчивалось в момент его прекращения, без последствий; — школа помнила, что плохой поступок ученика не есть свидетельство дурной его нравственности.

Умственное воспитание. В области умственного воспитания школа должна была придерживаться министерских норм среднего образования. Однако оно было организовано так, чтобы не быть мертвым и механическим. Одно из основных условий — постепенное развитие самодеятельности учеников. Главной для младшего возраста в преподавании выступает наглядность, которая по мере умственного развития детей соединяется с отвлеченными приемами преподавания и навыками логического мышления. Средствами наглядности в школе служили демонстрация картин, моделей, предметов на уроках и экскурсии в живую природу.

Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых (1901—1917)

История возникновения гимназии такова. Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Медведникова, завещала огромные суммы на пользу людям. Среди других добрых дел еще при своей жизни дарительница обсуждала вопрос о создании хорошей школы. После ее смерти за это дело взялся ее душеприказчик Н.А. Цветков, который и стал учредителем гимназии. В своем ходатайстве об учреждении гимназии он поставил условие о присвоении этой гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. Так гимназия стала памятником добрых дел.

В классах было но 47—50 учащихся. Гимназия находилась в Староконюшенном переулке (вблизи Арбата). Здание было специально построено для нее, и при этом была проявлена особая забота о здоровье учеников. При сооружении здания были приняты во внимание все основные требования школьной гигиены. При гимназии имелся обширный двор с двумя площадками для игр и физических упражнений, с горками и хоккейной площадкой. В каждом классе были поставлены измерительные линейки, с помощью которых определялся рост учеников, и в связи с этим они рассаживались за партами. Школьная мебель была не стандартной, а рассчитанной на каждого ученика.

Так же, как физическое развитие детей, было тщательно продумано и хорошо организовано их обучение. При гимназии имелись обширная библиотека и замечательные коллекции наглядных пособий. В основу преподавания были положены министерские указания и программы, но в них вносился ряд изменений и дополнений; так, например, курс естествознания был развернут, широко иллюстрирован (учащиеся довольно обстоятельно знакомились с анатомией и физиологией человека на разборном скелете, опыты ставились на подопытных животных).

Учителями применялись новые методы преподавания, так, в старших классах часто читались лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий, что для того времени было редкостью. Наглядность в преподавании использовалась почти по всем предметам.

На физическое состояние учащихся обращалось особое внимание, врач наблюдал за здоровьем учеников. Спорт, гимнастика, подвижные игры были введены в обиход школьной жизни.

Большое внимание уделялось развитию духа товарищества и взаимопомощи, дружбы. Доносы, жалобы не поощрялись. Детям постоянно внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Более сильные в учении всегда помогали с самого первого класса слабым.

В то же время развивалась ответственность за себя, самостоятельность. Самостоятельное выполнение учебных заданий, забота о чистоте и опрятности, о своих вещах, учебных пособиях, классной мебели необходимы были для каждого гимназиста.