9. Какие основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья? Поясните особенности их возникновения, расскажите о программах.
Важным условием развития школы, просвещения, педагогической мысли украинского и белорусского Средневековья являлось сосуществование римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Эволюция этих конфессий существенно повлияла на духовную жизнь и педагогическую мысль. Так, в конце XIV – первой половине XV вв. под южнославянским влиянием в украинской культуре и просвещении распространяется исихиазм – религиозная доктрина, представители которого обратились к внутреннему миру человека.
Возникшие в эпоху Киевской Руси традиционные формы обучения сохранялись вплоть до конца XV в. Речь идет об элементарном учении при церквях и монастырях и повышенном обучении (прообразе учения книжного), включавшем, помимо чтения, церковного пения и порядка богослужения, также элементы богословия. Преобладающую роль в развитии грамотности играло домашнее образование, обучение у грамотных людей. В конце XV–XVI вв. школы и просвещение на Украине и в Белоруссии приобретают новые черты. Предоставленное многим городам право на самоуправление послужило стимулом расширения и изменения школьного дела. К тому же росла потребность не только в элементарно грамотных, но и профессионально обученных людях. С конца XVI в. развитие просвещения на Украине и в Белоруссии происходило под знаком серьезных политических и идеологических перемен: усиления католической реакции, роста патриотического движения среди украинского и белорусского населения, противоборства римско-католической церкви и реформации, униатской церкви и православной церкви. Эти особенности украинского и белорусского позднего Средневековья получили выражение в развитии нескольких типов учебных заведений: католических школ, городских (латинских) школ, униатских школ, протестантских школ, братских школ.
При католических костелах и монастырях действовали латинские школы элементарного и повышенного типа (в последних обучение шло по программе семи свободных искусств). Зачастую католические учебные заведения превращались в городские школы под совместным управлением магистрата и церкви (во Львове, Перемышле, Ярославе и других городах). Эти учебные заведения посещали поляки и украинцы. (Обучение в городских школах отнюдь не означало "окатоличивания".) Среди католических учебных заведений начиная со второй половины XVI в. особое место заняли школы ордена иезуитов (коллегии). Особую известность, например, получила Львовская коллегия. Для привлечения украинской и белорусской молодежи в программу коллегий вводили старославянский язык и элементы православного богослужения. В коллегиях обучалось юношество из шляхетских слоев. В середине XVI в. на Украине и в Белоруссии действовало до 150 учебных заведений, созданных общинами протестантов. Подобные учебные заведения были разного уровня – от элементарного до высшего. В числе последних – кальвинистская школа в Дубецке. Веротерпимость протестантских школ привлекала сюда юношей разных вероисповеданий.
Братские школы возникли в конце XVI – первой половине XVII вв. Они превратились в наиболее распространенный тип учебного заведения для православного украинского и белорусского населения. Деятельность братских школ была частью борьбы с "латинством", с проникновением его на Восток. В этой борьбе перенимались формы западноевропейского влияния при сохранении собственных мировоззрения и педагогической традиции. Следовательно, по существу, появление братских школ оказалось компромиссом между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью.
Киевская братская школа оказалась предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. Академия). Это высшее учебное заведение возглавили митрополит Петр Могила (1596/97–1647) и представители братства. Название и форма устройства скопированы с образцов католических школ. Программа семи свободных искусств была взята из краковской академии. Кроме того, изучалось православное богословие. Языками школы стали латинский и отчасти польский. Использовались некоторые польские учебники; воспитательная и учебная работа была организована по образцу иезуитских коллегий. Философия преподавалась в виде логики, физики или естественной философии и метафизики (теология). С конца XVII в. преподаватели начинают составлять собственные руководства. С середины XVII в. ученики Киевско-Могилянской коллегии выступают в Москве как учителя. Так, в 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи "для обучения русских свободным наукам" в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России. По типу обучения братские школы соответствовали европейским городским школам. В зависимости от образовательного уровня в братских школах в различных объемах преподавались чтение, письмо, грамматика (церковнославянская, древнерусская, латинская, греческая, польская), поэтика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, философия, богословие.
После того как в 1569 г. руководство православной церкви Речи Посполитой заключило соглашение об унии с католической церковью, в Белоруссии и на Украине стали возникать униатские учебные заведения, отпочковавшиеся от католических или греко-славянских православных школ. Со второй половины XVII в. учреждением и руководством униатских школ занимались базилиане – униатский монашеский орден (создан в 1617 г.). Школы готовили почти исключительно служителей церкви. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения.
- Вопросы к экзамену «История образования и педагогической мысли»
- 1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
- 2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
- 3. Воспитание в школах Афины и Спарты.
- 4. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Как они проявились в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?
- 5. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?
- 6. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?
- 7. Расскажите о возникновении европейских университетах?
- 8. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском Государстве в 14-16 веках.
- 9. Какие основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья? Поясните особенности их возникновения, расскажите о программах.
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (Томас Мор, Мишель Монтень, Томазо Кампанелла)
- 11. Ян Амос Коменский и его основной труд «Великая дидактика».
- 12. Джон Локк и его роль воспитания в развитии личности.
- 13. Педагогическая теория французского мыслителя-педагога Жан-Жака Руссо.
- 14. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в первой половине 18 века в России?
- 15. Расскажите о педагогических взглядах представителей русского просвещения первой половины 18 века.
- 16. В интересах каких сословий учреждались учебные заведения в России в первой половине 18 века. Расскажите о них.
- 17. Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.
- 18. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в 18 веке в России?
- 19. Назовите выдающихся западных философов 19 века, занимавшихся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи этих философов.
- 20. Как вы понимаете идеи и.Ф. Гербарта о ступенях обучения? в чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?
- 21. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в 19 веке?
- 22. На каких принципиальных основах была создана школа эпохи Нового времени в странах Запада?
- 23. Главные направления развития школы в странах Западанной Европы и сша в 19 веке.
- 24. Что вы знаете о развитии начального образования в странах Западной Европы и сша в 19 веке.
- 25. Какие типы средней школы получили развитие на Западе в 19 веке?
- 26. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России в 19 веке.
- 28. Объясните причины возникновения экспериментальной педагогики.
- 29. Назовите и опишите наиболее известные учебные заведения в России XIX века (Царско-Сельский Лицей или Частная школа Левитской, или Московская школа им. Медведникова).
- 30. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве.
- 31. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого. Идея «свободного воспитания».
- 32. А.С. Макаренко о воспитании и труде.
- 33. Педагогическая деятельность и взгляды в.А. Сухомлинского. Гуманистические принципы воспитания в Павлышской средней школе.
- 34. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке на рубеже XIX-XX веков в России?
- 35. В чем проявлялась политизация школьного вопроса в России в конце XIX – начале XX веков?
- 36. Как решался вопрос об обязательном начальном образовании в России в конце 1800-х - начале 1900-х годов? Можно ли говорить о прогрессе начального образования в этот период?
- 37. Какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX-XX столетий?
- 38. Каковы главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX веков?