30. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве.
В статье « О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика - не наука, а искусство». В конце 19 в. нередко можно было услышать суждения, будто ни кто другой, как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой. Однако сам Ушинский рассматривал этот вопрос достаточно обстоятельно.
К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических трудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), а также во всех тех работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.
В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым. Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которые все, что только можно представить в систематическом изложении, называли наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической деятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так же говорил: «возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…»
Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы, согласно которым искусство практического приложения выводов науки может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут изменяться в зависимости от воли и желания человека, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета».
В отличие от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.
Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитания - с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей между предметами явлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики - совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.
Официальной педагогике, которая основывалась на божественном откровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания с действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической педагогической деятельности. Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях». К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно которому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных на столько, насколько позволяют сами эти факты». К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении. Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».
- Вопросы к экзамену «История образования и педагогической мысли»
- 1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
- 2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
- 3. Воспитание в школах Афины и Спарты.
- 4. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Как они проявились в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?
- 5. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?
- 6. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?
- 7. Расскажите о возникновении европейских университетах?
- 8. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском Государстве в 14-16 веках.
- 9. Какие основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья? Поясните особенности их возникновения, расскажите о программах.
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (Томас Мор, Мишель Монтень, Томазо Кампанелла)
- 11. Ян Амос Коменский и его основной труд «Великая дидактика».
- 12. Джон Локк и его роль воспитания в развитии личности.
- 13. Педагогическая теория французского мыслителя-педагога Жан-Жака Руссо.
- 14. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в первой половине 18 века в России?
- 15. Расскажите о педагогических взглядах представителей русского просвещения первой половины 18 века.
- 16. В интересах каких сословий учреждались учебные заведения в России в первой половине 18 века. Расскажите о них.
- 17. Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.
- 18. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в 18 веке в России?
- 19. Назовите выдающихся западных философов 19 века, занимавшихся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи этих философов.
- 20. Как вы понимаете идеи и.Ф. Гербарта о ступенях обучения? в чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?
- 21. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в 19 веке?
- 22. На каких принципиальных основах была создана школа эпохи Нового времени в странах Запада?
- 23. Главные направления развития школы в странах Западанной Европы и сша в 19 веке.
- 24. Что вы знаете о развитии начального образования в странах Западной Европы и сша в 19 веке.
- 25. Какие типы средней школы получили развитие на Западе в 19 веке?
- 26. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России в 19 веке.
- 28. Объясните причины возникновения экспериментальной педагогики.
- 29. Назовите и опишите наиболее известные учебные заведения в России XIX века (Царско-Сельский Лицей или Частная школа Левитской, или Московская школа им. Медведникова).
- 30. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве.
- 31. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого. Идея «свободного воспитания».
- 32. А.С. Макаренко о воспитании и труде.
- 33. Педагогическая деятельность и взгляды в.А. Сухомлинского. Гуманистические принципы воспитания в Павлышской средней школе.
- 34. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке на рубеже XIX-XX веков в России?
- 35. В чем проявлялась политизация школьного вопроса в России в конце XIX – начале XX веков?
- 36. Как решался вопрос об обязательном начальном образовании в России в конце 1800-х - начале 1900-х годов? Можно ли говорить о прогрессе начального образования в этот период?
- 37. Какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX-XX столетий?
- 38. Каковы главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX веков?