2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
В 9 —8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.
Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознан-ный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.
Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.
Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.
В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.
Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.
- Вопросы к экзамену «История образования и педагогической мысли»
- 1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
- 2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
- 3. Воспитание в школах Афины и Спарты.
- 4. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Как они проявились в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?
- 5. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?
- 6. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?
- 7. Расскажите о возникновении европейских университетах?
- 8. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском Государстве в 14-16 веках.
- 9. Какие основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья? Поясните особенности их возникновения, расскажите о программах.
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (Томас Мор, Мишель Монтень, Томазо Кампанелла)
- 11. Ян Амос Коменский и его основной труд «Великая дидактика».
- 12. Джон Локк и его роль воспитания в развитии личности.
- 13. Педагогическая теория французского мыслителя-педагога Жан-Жака Руссо.
- 14. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в первой половине 18 века в России?
- 15. Расскажите о педагогических взглядах представителей русского просвещения первой половины 18 века.
- 16. В интересах каких сословий учреждались учебные заведения в России в первой половине 18 века. Расскажите о них.
- 17. Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.
- 18. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в 18 веке в России?
- 19. Назовите выдающихся западных философов 19 века, занимавшихся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи этих философов.
- 20. Как вы понимаете идеи и.Ф. Гербарта о ступенях обучения? в чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?
- 21. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в 19 веке?
- 22. На каких принципиальных основах была создана школа эпохи Нового времени в странах Запада?
- 23. Главные направления развития школы в странах Западанной Европы и сша в 19 веке.
- 24. Что вы знаете о развитии начального образования в странах Западной Европы и сша в 19 веке.
- 25. Какие типы средней школы получили развитие на Западе в 19 веке?
- 26. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России в 19 веке.
- 28. Объясните причины возникновения экспериментальной педагогики.
- 29. Назовите и опишите наиболее известные учебные заведения в России XIX века (Царско-Сельский Лицей или Частная школа Левитской, или Московская школа им. Медведникова).
- 30. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве.
- 31. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого. Идея «свободного воспитания».
- 32. А.С. Макаренко о воспитании и труде.
- 33. Педагогическая деятельность и взгляды в.А. Сухомлинского. Гуманистические принципы воспитания в Павлышской средней школе.
- 34. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке на рубеже XIX-XX веков в России?
- 35. В чем проявлялась политизация школьного вопроса в России в конце XIX – начале XX веков?
- 36. Как решался вопрос об обязательном начальном образовании в России в конце 1800-х - начале 1900-х годов? Можно ли говорить о прогрессе начального образования в этот период?
- 37. Какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX-XX столетий?
- 38. Каковы главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX веков?