38. Каковы главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX веков?
В педагогической мысли России на рубеже XIX-XX вв. можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование. Первое направление - развитие классической педагогики XIX в. (Н.Ф. Бунаков, К. Ельницкий, П.Ф. Каптерев и др.); второе - философское осмысление проблем воспитания и развития личности (И.С. Андреевский, Н.А. Бердяев, П.В. Вахтеров, И.Х. Вессель, В.В.Зеньковский, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, С. Л. Франк и др.); третье - идейное движение, сходное с "реформаторской педагогикой" ("новым воспитанием") Запада (К.Н. Вентцель, В.А. Волкович, В.В. Горневский, А.А. Красновский, П.Ф. Лесгафт, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорский, Г.Я. Трошин, А.И. Филиппова, А.А. Шуберт, Ф.Ф. Эрисман и др.).
Каптерев продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии. По его мнению, педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Излюбленная теория Каптерева - о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви и политической борьбы. Ученый отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание и считал, что им должны заниматься прежде всего родители. Каптерев отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, о взаимодействии национального и общечеловеческого воспитания; предостерегал от идеологизации педагогики и национализма. Каптерев поддержал идею о том, что полезность служит критерием при отборе образовательного материала.
При философском осмыслении воспитания в русской мысли на рубеже XIX-XX вв. заметно влияние позитивизма и неокантианства (И.С. Андреевский, В.П. Вахтеров), религиозной философии (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, С.Л. Франк).
Так, Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924), как это следует из его эволюционной педагогики, стоял за биологизацию воспитания и обучения. По утверждению Вахтерова, составляющие элементы педагогики надо объединить на основе идеи развития индивида и исторического процесса. Педагогика трактовалась как спонтанный, биологически предопределенный процесс. В ходе этого процесса надо выявлять у ребенка врожденное эволюционное начало ("стремление к развитию") и поощрять его. Наряду с нравственным воспитанием Вахтеров отводил ведущую роль и умственному воспитанию. Последнее предполагало, с одной стороны, передачу ребенку накопленных человечеством культурных ценностей, с другой стороны – трансформацию богатств культуры в нравственном облике человека.
Ряд представителей философско-религиозного педагогического направления отказался от ортодоксального православного фанатизма и аскетизма. Встав на позиции христианской антропологии, они стремились соединить достижения отечественной культуры и гуманистические традиции православия. Источником этих идей во многом стала философская концепция "богочеловечества" Вл. Соловьева (1853-1900). Суть концепции - личное и общественное спасение человека в сотрудничестве с Богом. Так, Николай Александрович Бердяев (1874-1948) в работе "Смысл творчества: Оправдание человека" (1916) исходит из дуализма человека. Он говорит, что человек является точкой пересечения двух миров - божественного и органического: "... Человек есть смертный Бог... и Бог небесный есть бессмертный человек". В воспитании, следовательно, надо отталкиваться от идеи, что человек - микрокосм, который нуждается в "посвящении в тайну о самом себе", и что спасение человека - в созидании и мистически трактуемом творчестве.
Усилиями представителей педагогической психологии и экспериментальной педагогики (М.К. Барсов, Н.П. Гундобин, Н.Е. Румянцев, А.П. Нечаев, Б.Ч. Чиж и др.) предпринимались попытки создания новой науки о воспитании и обучении - педологии.
Среди сторонников свободного воспитания определились два подхода. Так, Николай Владимирович Чехов (1865-1947), призывая к отказу от традиционных форм школьного образования и воспитания, полагал правильным не отказываться от определенным образом планируемой и организуемой учебно-воспитательной деятельности.
Иначе трактовал свободное воспитание Константин Николаевич Вентцелъ (1857-1947). Отвергая старую школу, он настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. Особое место в самостоятельном творчестве ребенка Вентцель отводил ручному труду, воспитанию активного альтруизма ("нравственной любви") - чувства гармонии человека с человеком.
- Вопросы к экзамену «История образования и педагогической мысли»
- 1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
- 2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
- 3. Воспитание в школах Афины и Спарты.
- 4. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Как они проявились в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?
- 5. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?
- 6. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?
- 7. Расскажите о возникновении европейских университетах?
- 8. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском Государстве в 14-16 веках.
- 9. Какие основные типы учебных заведений существовали на Украине и в Белоруссии в эпоху Средневековья? Поясните особенности их возникновения, расскажите о программах.
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (Томас Мор, Мишель Монтень, Томазо Кампанелла)
- 11. Ян Амос Коменский и его основной труд «Великая дидактика».
- 12. Джон Локк и его роль воспитания в развитии личности.
- 13. Педагогическая теория французского мыслителя-педагога Жан-Жака Руссо.
- 14. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в первой половине 18 века в России?
- 15. Расскажите о педагогических взглядах представителей русского просвещения первой половины 18 века.
- 16. В интересах каких сословий учреждались учебные заведения в России в первой половине 18 века. Расскажите о них.
- 17. Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.
- 18. Каковы были главные изменения, произошедшие в обучении и воспитании в 18 веке в России?
- 19. Назовите выдающихся западных философов 19 века, занимавшихся проблемами воспитания. Проанализируйте педагогические идеи этих философов.
- 20. Как вы понимаете идеи и.Ф. Гербарта о ступенях обучения? в чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?
- 21. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в 19 веке?
- 22. На каких принципиальных основах была создана школа эпохи Нового времени в странах Запада?
- 23. Главные направления развития школы в странах Западанной Европы и сша в 19 веке.
- 24. Что вы знаете о развитии начального образования в странах Западной Европы и сша в 19 веке.
- 25. Какие типы средней школы получили развитие на Западе в 19 веке?
- 26. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России в 19 веке.
- 28. Объясните причины возникновения экспериментальной педагогики.
- 29. Назовите и опишите наиболее известные учебные заведения в России XIX века (Царско-Сельский Лицей или Частная школа Левитской, или Московская школа им. Медведникова).
- 30. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве.
- 31. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого. Идея «свободного воспитания».
- 32. А.С. Макаренко о воспитании и труде.
- 33. Педагогическая деятельность и взгляды в.А. Сухомлинского. Гуманистические принципы воспитания в Павлышской средней школе.
- 34. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке на рубеже XIX-XX веков в России?
- 35. В чем проявлялась политизация школьного вопроса в России в конце XIX – начале XX веков?
- 36. Как решался вопрос об обязательном начальном образовании в России в конце 1800-х - начале 1900-х годов? Можно ли говорить о прогрессе начального образования в этот период?
- 37. Какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX-XX столетий?
- 38. Каковы главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX – начале XX веков?