logo
Воспитательные системы

Нижегородская техническая гимназия: особенности и перспективы развития

В 30-е годы в Заречной части Нижнего Новгоро­да, недалеко от Сормовского судостроительного завода, были" построены два крупнейших обо­ронных завода: авиастроительный и машиностроитель­ный, вокруг которых выросли рабочие поселки. Затем появился еще ряд промышленных предприятий -оборонки". К 90-м годам здесь создался причудливо-уродливый конгломерат дымящих заводов и окружаю­щего их жилого массива с более чем 300-тысячным насе­лением. Основная часть жителей - рабочие, техническая интеллигенция, работники социальной сферы. В микро-

265

районе крайне неблагоприятная экологическая обстанов­ка, высокий уровень правонарушений среди молодежи. За последние 20 лет здесь было построено всего три шко­лы, работающие, как и все остальные, в режиме макси­мальной нагрузки.

В непосредственной близости от авиастроительного завода "Сокол" в 1989 году была открыта и последняя школа-новостройка - № 87, на базе которой через год общим решением педагогического коллектива, городско­го управления образования, авиастроительного объедине­ния и Нижегородского технического университета созда­на единственная в городе техническая гимназия.

Необходимость такого учебного заведения вытекала из потребностей учредителей (нужны квалифицирован­ные, высокообразованные инженерные кадры, осознанно выбравшие профессию авиастроителей, абитуриенты с глубоким знанием основ наук, которые могли бы целе­направленно осваивать инженерные специальности), се­мей, проживающих на территории заводского микрорай­она (желающих дать своим детям перспективное образо­вание), самих детей (преимущественно мальчиков, увле­кающихся техникой и точными науками). В настоящее время в гимназии учатся 682 человека, из них 75% — мальчики.

С 1990/91 учебного года техническая гимназия, рабо­тающая в режиме эксперимента, занимается проблемой построения школьной воспитательной системы. В 1993 году на базе Нижегородской технической гимназии была создана исследовательская лаборатория Российской ака­демии образования.

В настоящее время гимназия представляет собой комплекс: детский сад - школа - вуз.

Первая ступень включает в себя детский комбинат, начальное звено гимназии (первый-четвертый классы), среднее звено гимназии (пятый-седьмой классы). Вторая ступень включает гимназию (восьмой-одиннадцатый классы). Третья ступень - высшие учебные заведения (базовый - Нижегородский технический университет;

профильный - Московский авиационный институт; аль­тернативные - Нижегородский государственный универ­ситет, Институт иностранных языков). 266

Такая структура позволяет обеспечить преемствен­ность идей проекта, программ, технологий обучения и воспитания с учетом задач современного образования.

Так, система целей экономического образования в гимназии включает в себя:

1) воспитание общей экономической культуры, об­учение языку общения, благодаря которому чело­век способен понимать смысл экономических тер­минов, осознавать их различия и взаимосвязь;

2) сообщение учащимся знаний элементарных основ хозяйственной жизни;

3) формирование основных навыков деятельности в сфере экономики и бизнеса.

Реализация этих целей дает молодому человеку воз­можность увидеть свое место в окружающем его мире. и обеспечить адекватную жизнедеятельность путем приме­нения своих знаний и способностей.

Базисным в экономическом образовании в началь­ном звене гимназии является экспериментальный курс "Человек. Жизнь. Экономика". Особенностью этой про­граммы является то, что экономические знания являются естественным дополнением получаемых детьми знаний в области родного языка, математики, информатики, ино­странного языка, благодаря чему процесс обучения в начальной школе приобретает логическую стройность, комплексность, системность.

В среднем звене изучается самостоятельный предмет "Экономика"; программа курса теснейшим образом свя­зана с историей, географией, математикой, литературой. Активные формы занятий (игры, практикумы) составля­ют не менее половины учебной программы, и это одно из ведущих условий усвоения экономических знаний в школе.

В старших классах курс экономики построен таким образом, чтобы дать учащимся систематизированные представления о важнейших закономерностях ее функ­ционирования, основных прикладных аспектах экономи­ческой науки и взаимосвязях экономических и политиче­ских процессов.

Основной целью технического образования в гимназии является формирование творческих поисковых способно-267

стей детей, умения самостоятельно находить решение поставленной технической задачи (на соответствующем возрасту уровне) и исполнять его оптимальным спосо­бом.

Вся работа в техническом направлении разделяется на три возрастных ступени, условно названных:

1) техническая ориентация детей дошкольного и младшего школьного возрастов;

2) "Маленький конструктор" (второй-седьмой классы);

3) подготовка к инженерной деятельности. Техническая ориентация детей дошкольного и млад­шего школьного возрастов ведется двумя путями:

а) работа в прогимназии;

б) НТГ работает как развивающий центр.

В прогимназии обучаются дети с трех лет. И начиная с этого возраста они занимаются техническим конструи­рованием. Именно здесь начинает вырабатываться устой­чивый интерес детей к технике с помощью различных игр с технической направленностью (геометрической мозаики, пластмассовых конструкторов), а также демон­страции действующих моделей машин и рассказов о тех­нике и изобретателях.

Техническое мышление включает в себя понятийное, образное и практическое мышление. Исследования пси­хологов убеждают в необходимости формирования у де­тей в одинаковой степени всех трех компонентов техни­ческого мышления и в возможности развития его у стар­ших дошкольников и младших школьников. Недостаточ­ное развитие хотя бы одной из составляющих (понятие, образ, действие) может привести к неудачам в решении технических задач.

Методика развития образной памяти маленьких де­тей включает в себя обучение их некоторым приемам запоминания информации. Выполняются упражнения в виде игр. Особое место занимают игры, направленные на развитие логических способностей.

Гимназия работает и как развивающий центр для де­тей-дошкольников, которые не обучаются в прогимназии. Для них существуют так называемые политехнические группы, где обучение идет по четырем направлениям:

268

конструирование, информатика, иностранный язык и школа здоровья.

Программа "Маленький конструктор" направлена на овладение элементарными приемами работы с различны­ми материалами и инструментами. Соответствующие на­выки дети получают при работе с шаблонами. Часть за­нятий отводится выполнению моделей из бумаги и кар­тона, причем некоторые детали дети учатся вычерчивать без применения шаблонов.

Первые усложненные, но не электрифицированные модели выполняются по готовым чертежам (по материа­лам книг, журналов, разработкам преподавателя). Одно­временно дети изучают принцип действия и технологию изготовления модельных узлов различных машин. Сле­дующая модель является обязательно авторской. Ребенок задумывает ее и выполняет по своему эскизу, используя приобретенные знания по выполнению чертежей и раз­верток деталей. Кроме того, дети получают знания по элементарной электротехнике и автоматике.

Следует отметить, что для стимулирования твор­ческой активности детей в группе никогда не делают две похожие машины. Конечно, это нелегко для преподава­теля - необходимо быстро переходить от одной техноло­гической задачи к другой. Труд педагога значительно интенсифицирован, но зато результат обучения выше.

При подготовке к работе дети начинают знакомиться со специальной литературой: периодическими техниче­скими изданиями, книгами по техническому творчеству.

Теперь маленькие конструкторы готовы продолжить свою работу на более высоком уровне творчества, с ис­пользованием более сложной технологии. Они уже созна­тельно выбрали для себя направление в техническом творчестве: авиа-, автомобиле- судомоделирование, электро или радиотехнические кружки.

В гимназии действуют кружки начального техниче­ского творчества, конструкторский (авиа-, авто-, судо-), радиоконструкторский, радиопеленгации.

На ступени подготовки к инженерной деятельности работа с учащимися старшего звена подразделяется на три направления:

269

1) усиление программ по ряду предметов, а именно: математика, труд, информатика, компьютерно-инженерная графика, черчение, черчение на ком­пьютерах, физпрактикум;

2) введение специальных курсов: история авиации, основы инженерной деятельности;

3) технические кружки: конструкторский, радиоконструрования и радиопеленгации, дизайна. Воспитывающая среда в технической гимназии фор­мируется не только на уроке, но и в сфере дополнитель­ного образования. В школе работают клубные объедине­ния по интересам:

1) центр технического творчества "Икар", включаю­щий кружки технического творчества, авиамодель­ный, и центр по изготовлению сложной радио­управляемой детской технической игрушки;

2) центр эстетического воспитания "Гармония", вклю­чающий оркестр народных инструментов, фольк­лорный ансамбль;

3) центр здоровья "Олимп" (плавание, шейпинг, об­щая физическая подготовка, восточные едино­борства, туризм);

4) компьютерный центр;

5) клуб "Эйдос" (развитие памяти, внимания, скоро­чтения);

6) клуб любителей интеллектуальных игр.

Основой жизнедеятельности воспитательной системы гимназии стали коллективные творческие дела: предмет­ные недели "Марафон по стране знаний и техники", праздник "День гимназии", летний и зимний туристиче­ские слеты, фестиваль искусств.

При подготовке к этим большим событиям образуют­ся временные творческие коллективы или советы дела. Их деятельность весьма эффективна как в организацион­ном, так и в воспитательном плане.

| Большим общим делом для гимназии является вы­пуск своей газеты "МИГ'.

В гимназии придается большое значение развитию отношений взаимоуважения и сотрудничества.

Первый блок отношений - "Взрослые-взрослые".

270

В отношениях внутри педагогического коллектива важную роль играет администрация гимназии, которая умеет создать доброжелательную атмосферу для работы и общения. Сложился ряд хороших традиций, формирую­щих и поддерживающих отношения в коллективе. Одна из них - "учительский калейдоскоп" (проводится обычно в праздники при участии всех кафедр гимназии, которые готовят сюрпризы друг другу, поздравления), для обсуж­дения профессиональных проблем в гимназии утверди­лись такие формы педагогического общения, как встречи с директором, совместные заседания кафедр, "разговор за чашкой чая".

Эмоциональный комфорт учителя определяется прежде всего успехом его преподавательской деятель­ности. В гимназии работает постоянно действующий ме­тодологический семинар "Психолого-педагогические ос­новы воспитания и образования", проводятся "круглые столы", конференции, все педагоги имеют возможность пройти курсы повышения квалификации на уровне горо­да, области, страны. Определенным показателем благо­приятного психологического климата коллектива являет­ся его кадровая стабильность.

Говоря об отношениях взрослых, нужно упомянуть о таком важном компоненте, как взаимодействие учителей с родителями. Работа родительского комитета, попечи­тельского совета, существование в гимназии "Ро­дительского займа", контакт учителей с родителями по конкретным проблемам, ежегодное проведение праздни­ка "Семь я" - все это помогает гимназии формировать коллектив единомышленников.

Следующий блок отношений - "Взрослые-дети". Ат­мосфера дружелюбия и доверия определяется многим: тут и участие ребят в педагогических советах, и работа "Института гимназических проблем", и ежемесячные встречи администрации и совета старшеклассников, КВН между учителями и учениками.

Еще один блок отношений в гимназии - "Дети-дети". Он характеризуется тесным взаимодействием старших и младших ребят.

271

Шефство старших над младшими, проведение меж­возрастных уроков, создание старшеклассниками ком­пьютерных программ для младших школьников, работа межвозрастных творческих коллективов - все это помога­ет в создании атмосферы творчества, благоприятной для отношений.

Процесс становления и развития воспитательной си­стемы происходит на основе иссследовательского подхода к этой проблеме, в том числе к взаимодействию гимна­зии с окружающей средой. Диагностика среды, диагно­стика личности ребенка по таким параметрам, как разви­тие интеллекта, направленность личности, ценностные ориентации, тревожность, творческие способности, соци­альная адаптация, позволяет гимназии определять на каждом новом этапе уровень достижения целей, коррек­тировать задачи, определять виды деятельности и в целом перспективы развития.

В настоящее время гимназии предстоит решать про­блемы усиления связей с вузами, открытия двенадцатого класса (в дальнейшем первого курса университета по специальности "Конструкция летательных аппаратов"), разработать условия и критерии эффективности воспита­тельной системы.

И последнее, что хотелось бы отметить. В техни­ческой гимназии, в ее воспитательной системе мы пыта­емся вырастить свой, можно сказать, "вирус" - создать своеобразную микросреду жажды творчества, самопозна­ния и самосовершенствования, другими словами, возро­дить в современных условиях такую творческую и техни­ческую интеллигенцию, которой славилась Россия конца XIX - начала XX века.

Итак, коллектив гимназии, которому ныне испол­няется 10 лет, успешно выполнял стоящие перед ним задачи. Однако в гимназии нарастали и внутренние про­тиворечия, а именно:

1) повышение информационно-нормативного давле­ния на ребенка как следствие усложнения содержа­ния образования и жестких организационно-оценочных форм образовательного процесса; ре­зультатом явилось ухудшение состояния здоровья: учащихся;

272

2) слабая опора в обучении и воспитании на субъек­тивный опыт ребенка;

3) увеличивающийся разрыв между уровнями лич­ностного развития детей (противопоставление "технарей" "гуманитариям");

4) сохраняющаяся информационная бедность окру­жающей ребенка пространственной среды.

В связи с этим для следующего этапа развития гим­назии было необходимо: решать проблемы формирования духовности, целостности личности через совместную дея­тельность учащихся и педагогического коллектива; про­должить развитие идеи креативности - продуктивной, перспективной идеи; ввести в качестве базовой предпо­сылки образования и воспитания идею здоровья - уни­версальную на все времена.

На основании этих выводов была разработана долго­срочная программа развития гимназии: "Нижегородская техническая гимназия в XXI веке: школа здоровья - твор­чества - культуры". Мы назвали ее "Полет". Ее ключевы­ми словами стали ''креативность", "целостность", "духовность".

Сутью концепции является создание в гимназии та­ких условий обучения и воспитания, которые защищают ребенка от антигуманных проявлений среды (социальная защита), помогают учащимся раскрыть свой личностный потенциал и приобрести опыт выбора путей самоопреде­ления.

Центральное место в программе "Полет" отводится понятию "культура". Культура - как. интегратор социума, альтернатива утилитаризму. Только в живительной атмо­сфере культуры возможно воспитать человека, стремяще­гося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, человека, чуткого к постоянно меняю­щемуся миру и способного творчески обогатить его.

Цель программы развития на 1998—2001 годы - соз­дать условия для формирования культуры личности в рамках гимназической воспитательной системы.

Для достижения поставленной цели выбраны такие главные пути:

273

1) совершенствование системы валеологического со­провождения учебно-воспитательного процесса;

2) развитие креативности учащихся, педагогов и роди­телей как мощного фактора формирования лич­ности;

3) создание эффективной системы управления, спо­собной обеспечить реализацию поставленных задач на основе исследовательского подхода.