Нижегородская техническая гимназия: особенности и перспективы развития
В 30-е годы в Заречной части Нижнего Новгорода, недалеко от Сормовского судостроительного завода, были" построены два крупнейших оборонных завода: авиастроительный и машиностроительный, вокруг которых выросли рабочие поселки. Затем появился еще ряд промышленных предприятий -оборонки". К 90-м годам здесь создался причудливо-уродливый конгломерат дымящих заводов и окружающего их жилого массива с более чем 300-тысячным населением. Основная часть жителей - рабочие, техническая интеллигенция, работники социальной сферы. В микро-
265
районе крайне неблагоприятная экологическая обстановка, высокий уровень правонарушений среди молодежи. За последние 20 лет здесь было построено всего три школы, работающие, как и все остальные, в режиме максимальной нагрузки.
В непосредственной близости от авиастроительного завода "Сокол" в 1989 году была открыта и последняя школа-новостройка - № 87, на базе которой через год общим решением педагогического коллектива, городского управления образования, авиастроительного объединения и Нижегородского технического университета создана единственная в городе техническая гимназия.
Необходимость такого учебного заведения вытекала из потребностей учредителей (нужны квалифицированные, высокообразованные инженерные кадры, осознанно выбравшие профессию авиастроителей, абитуриенты с глубоким знанием основ наук, которые могли бы целенаправленно осваивать инженерные специальности), семей, проживающих на территории заводского микрорайона (желающих дать своим детям перспективное образование), самих детей (преимущественно мальчиков, увлекающихся техникой и точными науками). В настоящее время в гимназии учатся 682 человека, из них 75% — мальчики.
С 1990/91 учебного года техническая гимназия, работающая в режиме эксперимента, занимается проблемой построения школьной воспитательной системы. В 1993 году на базе Нижегородской технической гимназии была создана исследовательская лаборатория Российской академии образования.
В настоящее время гимназия представляет собой комплекс: детский сад - школа - вуз.
Первая ступень включает в себя детский комбинат, начальное звено гимназии (первый-четвертый классы), среднее звено гимназии (пятый-седьмой классы). Вторая ступень включает гимназию (восьмой-одиннадцатый классы). Третья ступень - высшие учебные заведения (базовый - Нижегородский технический университет;
профильный - Московский авиационный институт; альтернативные - Нижегородский государственный университет, Институт иностранных языков). 266
Такая структура позволяет обеспечить преемственность идей проекта, программ, технологий обучения и воспитания с учетом задач современного образования.
Так, система целей экономического образования в гимназии включает в себя:
1) воспитание общей экономической культуры, обучение языку общения, благодаря которому человек способен понимать смысл экономических терминов, осознавать их различия и взаимосвязь;
2) сообщение учащимся знаний элементарных основ хозяйственной жизни;
3) формирование основных навыков деятельности в сфере экономики и бизнеса.
Реализация этих целей дает молодому человеку возможность увидеть свое место в окружающем его мире. и обеспечить адекватную жизнедеятельность путем применения своих знаний и способностей.
Базисным в экономическом образовании в начальном звене гимназии является экспериментальный курс "Человек. Жизнь. Экономика". Особенностью этой программы является то, что экономические знания являются естественным дополнением получаемых детьми знаний в области родного языка, математики, информатики, иностранного языка, благодаря чему процесс обучения в начальной школе приобретает логическую стройность, комплексность, системность.
В среднем звене изучается самостоятельный предмет "Экономика"; программа курса теснейшим образом связана с историей, географией, математикой, литературой. Активные формы занятий (игры, практикумы) составляют не менее половины учебной программы, и это одно из ведущих условий усвоения экономических знаний в школе.
В старших классах курс экономики построен таким образом, чтобы дать учащимся систематизированные представления о важнейших закономерностях ее функционирования, основных прикладных аспектах экономической науки и взаимосвязях экономических и политических процессов.
Основной целью технического образования в гимназии является формирование творческих поисковых способно-267
стей детей, умения самостоятельно находить решение поставленной технической задачи (на соответствующем возрасту уровне) и исполнять его оптимальным способом.
Вся работа в техническом направлении разделяется на три возрастных ступени, условно названных:
1) техническая ориентация детей дошкольного и младшего школьного возрастов;
2) "Маленький конструктор" (второй-седьмой классы);
3) подготовка к инженерной деятельности. Техническая ориентация детей дошкольного и младшего школьного возрастов ведется двумя путями:
а) работа в прогимназии;
б) НТГ работает как развивающий центр.
В прогимназии обучаются дети с трех лет. И начиная с этого возраста они занимаются техническим конструированием. Именно здесь начинает вырабатываться устойчивый интерес детей к технике с помощью различных игр с технической направленностью (геометрической мозаики, пластмассовых конструкторов), а также демонстрации действующих моделей машин и рассказов о технике и изобретателях.
Техническое мышление включает в себя понятийное, образное и практическое мышление. Исследования психологов убеждают в необходимости формирования у детей в одинаковой степени всех трех компонентов технического мышления и в возможности развития его у старших дошкольников и младших школьников. Недостаточное развитие хотя бы одной из составляющих (понятие, образ, действие) может привести к неудачам в решении технических задач.
Методика развития образной памяти маленьких детей включает в себя обучение их некоторым приемам запоминания информации. Выполняются упражнения в виде игр. Особое место занимают игры, направленные на развитие логических способностей.
Гимназия работает и как развивающий центр для детей-дошкольников, которые не обучаются в прогимназии. Для них существуют так называемые политехнические группы, где обучение идет по четырем направлениям:
268
конструирование, информатика, иностранный язык и школа здоровья.
Программа "Маленький конструктор" направлена на овладение элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Соответствующие навыки дети получают при работе с шаблонами. Часть занятий отводится выполнению моделей из бумаги и картона, причем некоторые детали дети учатся вычерчивать без применения шаблонов.
Первые усложненные, но не электрифицированные модели выполняются по готовым чертежам (по материалам книг, журналов, разработкам преподавателя). Одновременно дети изучают принцип действия и технологию изготовления модельных узлов различных машин. Следующая модель является обязательно авторской. Ребенок задумывает ее и выполняет по своему эскизу, используя приобретенные знания по выполнению чертежей и разверток деталей. Кроме того, дети получают знания по элементарной электротехнике и автоматике.
Следует отметить, что для стимулирования творческой активности детей в группе никогда не делают две похожие машины. Конечно, это нелегко для преподавателя - необходимо быстро переходить от одной технологической задачи к другой. Труд педагога значительно интенсифицирован, но зато результат обучения выше.
При подготовке к работе дети начинают знакомиться со специальной литературой: периодическими техническими изданиями, книгами по техническому творчеству.
Теперь маленькие конструкторы готовы продолжить свою работу на более высоком уровне творчества, с использованием более сложной технологии. Они уже сознательно выбрали для себя направление в техническом творчестве: авиа-, автомобиле- судомоделирование, электро или радиотехнические кружки.
В гимназии действуют кружки начального технического творчества, конструкторский (авиа-, авто-, судо-), радиоконструкторский, радиопеленгации.
На ступени подготовки к инженерной деятельности работа с учащимися старшего звена подразделяется на три направления:
269
1) усиление программ по ряду предметов, а именно: математика, труд, информатика, компьютерно-инженерная графика, черчение, черчение на компьютерах, физпрактикум;
2) введение специальных курсов: история авиации, основы инженерной деятельности;
3) технические кружки: конструкторский, радиоконструрования и радиопеленгации, дизайна. Воспитывающая среда в технической гимназии формируется не только на уроке, но и в сфере дополнительного образования. В школе работают клубные объединения по интересам:
1) центр технического творчества "Икар", включающий кружки технического творчества, авиамодельный, и центр по изготовлению сложной радиоуправляемой детской технической игрушки;
2) центр эстетического воспитания "Гармония", включающий оркестр народных инструментов, фольклорный ансамбль;
3) центр здоровья "Олимп" (плавание, шейпинг, общая физическая подготовка, восточные единоборства, туризм);
4) компьютерный центр;
5) клуб "Эйдос" (развитие памяти, внимания, скорочтения);
6) клуб любителей интеллектуальных игр.
Основой жизнедеятельности воспитательной системы гимназии стали коллективные творческие дела: предметные недели "Марафон по стране знаний и техники", праздник "День гимназии", летний и зимний туристические слеты, фестиваль искусств.
При подготовке к этим большим событиям образуются временные творческие коллективы или советы дела. Их деятельность весьма эффективна как в организационном, так и в воспитательном плане.
| Большим общим делом для гимназии является выпуск своей газеты "МИГ'.
В гимназии придается большое значение развитию отношений взаимоуважения и сотрудничества.
Первый блок отношений - "Взрослые-взрослые".
270
В отношениях внутри педагогического коллектива важную роль играет администрация гимназии, которая умеет создать доброжелательную атмосферу для работы и общения. Сложился ряд хороших традиций, формирующих и поддерживающих отношения в коллективе. Одна из них - "учительский калейдоскоп" (проводится обычно в праздники при участии всех кафедр гимназии, которые готовят сюрпризы друг другу, поздравления), для обсуждения профессиональных проблем в гимназии утвердились такие формы педагогического общения, как встречи с директором, совместные заседания кафедр, "разговор за чашкой чая".
Эмоциональный комфорт учителя определяется прежде всего успехом его преподавательской деятельности. В гимназии работает постоянно действующий методологический семинар "Психолого-педагогические основы воспитания и образования", проводятся "круглые столы", конференции, все педагоги имеют возможность пройти курсы повышения квалификации на уровне города, области, страны. Определенным показателем благоприятного психологического климата коллектива является его кадровая стабильность.
Говоря об отношениях взрослых, нужно упомянуть о таком важном компоненте, как взаимодействие учителей с родителями. Работа родительского комитета, попечительского совета, существование в гимназии "Родительского займа", контакт учителей с родителями по конкретным проблемам, ежегодное проведение праздника "Семь я" - все это помогает гимназии формировать коллектив единомышленников.
Следующий блок отношений - "Взрослые-дети". Атмосфера дружелюбия и доверия определяется многим: тут и участие ребят в педагогических советах, и работа "Института гимназических проблем", и ежемесячные встречи администрации и совета старшеклассников, КВН между учителями и учениками.
Еще один блок отношений в гимназии - "Дети-дети". Он характеризуется тесным взаимодействием старших и младших ребят.
271
Шефство старших над младшими, проведение межвозрастных уроков, создание старшеклассниками компьютерных программ для младших школьников, работа межвозрастных творческих коллективов - все это помогает в создании атмосферы творчества, благоприятной для отношений.
Процесс становления и развития воспитательной системы происходит на основе иссследовательского подхода к этой проблеме, в том числе к взаимодействию гимназии с окружающей средой. Диагностика среды, диагностика личности ребенка по таким параметрам, как развитие интеллекта, направленность личности, ценностные ориентации, тревожность, творческие способности, социальная адаптация, позволяет гимназии определять на каждом новом этапе уровень достижения целей, корректировать задачи, определять виды деятельности и в целом перспективы развития.
В настоящее время гимназии предстоит решать проблемы усиления связей с вузами, открытия двенадцатого класса (в дальнейшем первого курса университета по специальности "Конструкция летательных аппаратов"), разработать условия и критерии эффективности воспитательной системы.
И последнее, что хотелось бы отметить. В технической гимназии, в ее воспитательной системе мы пытаемся вырастить свой, можно сказать, "вирус" - создать своеобразную микросреду жажды творчества, самопознания и самосовершенствования, другими словами, возродить в современных условиях такую творческую и техническую интеллигенцию, которой славилась Россия конца XIX - начала XX века.
Итак, коллектив гимназии, которому ныне исполняется 10 лет, успешно выполнял стоящие перед ним задачи. Однако в гимназии нарастали и внутренние противоречия, а именно:
1) повышение информационно-нормативного давления на ребенка как следствие усложнения содержания образования и жестких организационно-оценочных форм образовательного процесса; результатом явилось ухудшение состояния здоровья: учащихся;
272
2) слабая опора в обучении и воспитании на субъективный опыт ребенка;
3) увеличивающийся разрыв между уровнями личностного развития детей (противопоставление "технарей" "гуманитариям");
4) сохраняющаяся информационная бедность окружающей ребенка пространственной среды.
В связи с этим для следующего этапа развития гимназии было необходимо: решать проблемы формирования духовности, целостности личности через совместную деятельность учащихся и педагогического коллектива; продолжить развитие идеи креативности - продуктивной, перспективной идеи; ввести в качестве базовой предпосылки образования и воспитания идею здоровья - универсальную на все времена.
На основании этих выводов была разработана долгосрочная программа развития гимназии: "Нижегородская техническая гимназия в XXI веке: школа здоровья - творчества - культуры". Мы назвали ее "Полет". Ее ключевыми словами стали ''креативность", "целостность", "духовность".
Сутью концепции является создание в гимназии таких условий обучения и воспитания, которые защищают ребенка от антигуманных проявлений среды (социальная защита), помогают учащимся раскрыть свой личностный потенциал и приобрести опыт выбора путей самоопределения.
Центральное место в программе "Полет" отводится понятию "культура". Культура - как. интегратор социума, альтернатива утилитаризму. Только в живительной атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогатить его.
Цель программы развития на 1998—2001 годы - создать условия для формирования культуры личности в рамках гимназической воспитательной системы.
Для достижения поставленной цели выбраны такие главные пути:
273
1) совершенствование системы валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
2) развитие креативности учащихся, педагогов и родителей как мощного фактора формирования личности;
3) создание эффективной системы управления, способной обеспечить реализацию поставленных задач на основе исследовательского подхода.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)
- Isbn 5-93134-010-6
- Идеи с.А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ
- Детские дома януша корчака
- Первая вальдорфская школа в штутгарте
- "Справедливое сообщество" л.Кольберга
- Предложения по поводу введения правил пользования шпаргалками
- Школа бруно беттельгейма: безнадежных не бывает
- Исключительная школа для "исключительных" детей (лечебно-воспитательное учреждение в.П. Кащенко)
- Воспитательные системы 20-х годов
- Школа детской радости (школа-коммуна с.М. Ривеса и н.М. Шульмана)
- Школа ф.Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива
- Воспитательная система п.Г година: подготовка молодежи к труду
- Система в.А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы
- Агрошкола-интернат как воспитательная система
- Система а.А. Захаренко: воспитательные центры и воспитывающие ситуации
- Погружение в имитированную среду
- Школа на пудожской: педагогика успеха
- 3.1. Детский сад
- 3.2. Начальная школа "Школа на Пудожской"
- 3.3. Гимназия имени в.Н. Сороки-Росинского
- 3.4. Центр дополнительного образования
- 3.5. Колледж
- 3.6. Техническая школа
- 3.7. Психолого-педагогический Медико-социальный центр (ппмс-центр)
- Школа-клуб в кирово-чепецке
- Школа юм. Цейтлина: коллективная познавательная деятельность
- Школа-интернат с лицейскими классами: воспитательная система семейного типа
- Нижегородская техническая гимназия: особенности и перспективы развития
- Школа № 38 нижнего новгорода: опыт реализации средового подхода
- Новомосковская гимназия как воспитательная система
- Киреевская школа-театр
- Небыловская сельская школа: профессиональное самоопределение учащихся
- Воспитательная система детского лечебно-профилактического учреждения: социально-педагогическая реабилитация детей с ослабленным здоровьем
- Воспитательная система школы-комплекса
- Исследовательский поиск продолжается
- Научный центр современных проблем воспитания предлагает:
- Тема 1. Воспитание подрастающего поколения, его функции и особенности в условиях нестабильного социума-2 ч.