Школа бруно беттельгейма: безнадежных не бывает
Официальное название этого учреждения - Ортогеническая школа имени Сони Шенкман при Чикагском университете. А известно оно (пока, к сожалению, только на Западе) как школа Бруно Беттельгейма.
Бруно Беттельгейм (1903—1990 гг.) - ученый, педагог, психолог, общественный деятель и писатель - стал директором этой школы в 1944 году. Это произошло вскоре после его освобождения из фашистского концлагеря. Осмысливая полученные там жестокие уроки, ученый пришел к важному выводу: если разрушительные условия 118
жизни могли дезинтегрировать человеческие личности, привести к "дегуманизации человека", то благоприятные условия могут сделать обратное. Развивая и воплощая на практике свои идеи по воспитанию детей с эмоциональными нарушениями, которые так напоминали ему лагерных "живых трупов", Беттельгейм превратил свою школу в образцовое учреждение компенсирующе-коррекционной направленности.
В школе одновременно воспитывалось 30—60 детей. Каждый ребенок находился здесь обычно несколько лет. Он покидал школу, когда приобретал прочные навыки позитивного межличностного общения и был способен учиться в обычной школе в классе, соответствующем его возрасту. Рано или поздно, но это обязательно происходило, даже если ребенок поступал в школу с записью в личном деле "безнадежен".
Б.Беттельгейм продолжал следить за судьбой своих учеников и после окончания ими школы и всячески помогал им. Если требовалось, он оказывал своим воспитанникам поддержку вплоть до достижения ими 25-летнего возраста.
Вся система деятельности педагогов школы была направлена на то, чтобы помочь ребенку в нормализации сферы отношений, в утверждении его самоидентичности, "нахождении себя как личности". Необходимой предпосылкой личностных изменений, "освобождения личности" выступало формирование позитивного смысла жизни, развитие эмоциональных и интеллектуальных ресурсов. Важнейшей задачей воспитательной системы школы Б.Беттельгейм считал развитие у детей умения устанавливать межличностные отношения, и главную роль в этом процессе он отводил педагогам.
Говоря о концепции, положенной в основу воспитательной системы Беттельгейма, отметим в первую очередь подход к личности ребенка в единстве'ее сознательного и бессознательного. Ученый считал, что важнее укреплять "я" ребенка, чем "выводить на свет" его подсознательные влечения, и подчеркивал, что следует избегать однозначных, категоричных оценок относительно переживаний ребенка, мотивов его поступков.
119
Глубокое изучение внутреннего мира ребенка, а также его культурного и социального окружения, в первую очередь семьи, Беттельгейм считал одной из важнейших задач педагога. Воспитатели его школы делали все возможное, чтобы лучше узнать родителей ребенка - их состояние здоровья, социальное положение, историю' вступления в брак, ценностные установки, взгляды на воспитание, а также историю жизни воспитанника (желанным ли он был ребенком, чем болел, кто больше занимался его воспитанием, есть ли у него братья и сестры, с кем он дружил, каково было его отношение к учению, взаимоотношения с родителями, учителями и сверстниками).
Основным источником таких данных являлись беседы с родственниками учеников. Когда ребенок поступал в школу Беттельгейма, школьные социальные работники разговаривали с родителями ученика, причем с каждым родителем беседовал отдельный человек. Эти встречи проходили обычно четыре раза или более по два часа.
И, конечно, велись непосредственные наблюдения за детьми. В разговорах со взрослыми и между собой, рассказах, поступках детей отражалась та жизнь, которую они вели до того, как попали в школу Б.Беттельгейма.
Но самым главным источником знаний о личном, накопленном опыте ребенка Беттельгейм считал детскую игру.
Наблюдая за тем, как ребенок обращается со своими игрушками, какие имена или клички им дает, педагоги школы получали важную информацию о том, какой стиль взаимодействия преобладал в его семье, каковы особенности его личностных смыслов и смысловых установок. Нередко педагогическое наблюдение за игрой ребенка давало воспитателям ключ к выявлению психотравмируюшей ситуации, обострившей эмоциональные нарушения ребенка. В одной из своих работ Беттельгейм описывает случай, когда один из его воспитанников, играя плюшевым медведем, внезапно стал кричать на игрушку, затем бросил ее на пол, говоря фразы типа: "Не хочу больше такого ребенка! Не нужен мне такой ребенок!"
120
Вся деятельность школы была построена на учете физиологических и психологических потребностей и возможностей детей. Важнейшей из таких потребностей Беттельгейм считал обеспечение безопасности. Воспитанники школы нередко страдали повышенной боязнью физической травмы, и потому здесь были специально переоборудованы лестницы, так что, бегая по школе, ребенок не боялся упасть. Даже подоконники были переоборудованы так, что можно было без боязни играть у окна.
Все комнаты и коридоры школы были хорошо освещены, небольшой свет оставался в них даже на ночь. Важное значение придавалось оптимальному тепловому режиму, приятному запаху, цвету, удобству расположения помещений.
Интересно положение Беттельгейма о том, что улучшение материальных условий жизни воспитанников является неотъемлемой частью педагогической деятельности. В своей книге "Дом для сердца" он. подробно рассказывает о том, сколько времени, физических, моральных и интеллектуальных сил потратили сотрудники школы на ее благоустройство. Достаточно сказать, что пять раз проводилась крупная реконструкция здания. И это при не очень значительных средствах, которыми они располагали. Важно, по мысли Беттельгейма, что ребенок с эмоциональными нарушениями, наблюдая, как постоянно улучшается внешняя, материальная сторона его жизни, приобретает оптимистический настрой, становится более склонным к изменениям в личных установках и поведении. К тому же это выгоднее даже с материальной точки зрения. Чем красивее вещи, окружающие детей, тем реже происходит их намеренная или ненамеренная порча.
В организации предметно-пространственной среды школы педагог уделял большое внимание символам.
Исследуя использование символики с педагогической целью, Беттельгейм приходит к выводу, что она может выполнять компенсаторно-корригирующую функцию. Так, считая причиной или, по крайней мере, предпосылкой эмоциональных нарушений у детей дефектные отношения с матерью, ученый использовал символическое изображение женщины в декорировании территории, 121
прилегающей к школьному зданию. Это было скульптурное изображение лежащей женщины. Дети полюбили эту скульптуру больше остальных. Интересно, что название, данное ей воспитанниками школы, имело нейтральный характер - между собой они называли ее "Леди". В связи с этим Б.Беттельгейм выдвигал предположение, что дети могли проявлять любое отношение к "Леди" - от бурной агрессии до нежности, а в случае, если бы скульптура получила название "Мать", полная свобода выражения ими своих чувств была бы невозможна. В связи с этим ученый приводит следующее интересное наблюдение:
"Некоторые дети в течение долгого периода времени изменяли отношение к ней от ожесточенного царапанья до ласковой заботы".
Наряду с потребностями ребенка главный ориентир для Беттельгейма в воспитании - учет особенностей сензитивного возраста ребенка, его пола, психической конституции, уровня социализированности, способностей, склонностей, интересов, ситуативного психофизического состояния.
Изложенный подход позволял оптимизировать учебно-воспитательный процесс в школе в каждом индивидуальном случае, опираясь на установки личности каждого ребенка. В связи с этим ученый-педагог писал: "...Мы обнаружили, что чем больше возможностей для восстановления упущенного в предыдущий период жизни получает ребенок, тем более он склонен к взаимодействию с нами в других областях жизнедеятельности. В одном случае областью, в которой ребенку необходимо продемонстрировать свою независимость, будет свобода перемещения, в другом — разговоры либо свобода вербального выражения агрессии и так далее".
Не существует такого понятия, как "типичный ребенок", -главная идея концепции Б.Беттельгейма. Эта идея определяет содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса в воспитательной системе его школы.
Кроме сугубо индивидуальных особенностей ребенка педагог, по мнению Беттельгейма, должен учитывать также потребности и возможности воспитанника в каждой конкретной ситуации. Так, чтение на ночь должно 122
быть простым, чтобы ребенок, удовлетворенный возможностями своего интеллекта, спокойно заснул.
В этой школе с радостью удовлетворялись все здоровые и естественные потребности детей. Каждый школьник имел право несколько раз в месяц заказать свое любимое блюдо, в любое время суток получить молоко и хлеб, даже есть во время уроков. Существовала особая "сладкая комната" с набором всяческих вкусных вещей, двери ее были открыты для всех желающих.
В школе не было строгих регламентации относительно поведения ученика и его обязанностей. Здесь не было отметок и домашних заданий, дозволялось пропускать занятия, покидать территорию. Школьник читал книги, которые были ему интересны, носил прическу и одежду, которые ему нравились. У каждого была "своя" стена -место над кроватью, которое он украшал по своему вкусу и желанию. Таким образом, ребенку предоставлялась свобода выбора, и при этом он принимал на себя ответственность за решения. В этом видел Беттельгейм предпосылку воспитания автономной личности. В уважении к личности ребенка для него не было мелочей. Так, воспитатель не мог даже переставить игрушки в уголке ребенка без его ведома, не мог присесть на кровать, не спросив предварительно позволения.
Ребенок с эмоциональными нарушениями, с негативным опытом общения со взрослыми и сверстниками, с чувством неполноценности, а часто и одиночества особо нуждается в сопереживании, сочувствии. И воспитатели окружали детей лаской, заботой, душевным теплом, но при этом никогда не рисовали в слишком веселых тонах события, они проявляли понимание его страхов, и он не чувствовал себя одиноким.
Пристальное внимание уделялось интеграции физического и духовного "я" ребенка. В одной из своих книг Б.Беттельгейм пишет, что утром, после пробуждения, его воспитанники часто подолгу не вставали с постели, как бы проводя "ревизию" своего тела. Иногда, если что-то их не удовлетворяло, они предпочитали вообще не вставать. Воспитатели в любом случае терпеливо относились к такой "процедуре", пытаясь убедить ребенка, что он находится в достаточно хорошей физической форме, что- 123
бы двигаться, но если он все же отказывался вставать, ему позволяли лежать. Обычно чуть позже ему становилось скучно, и он вставал сам.
В школе отводилось много времени на занятия физической культурой. Беттельгейм был убежден, что, помогая ребенку в развитии позитивного отношения к своему телу, педагог способствует положительным изменениям и в его представлении о самом себе.
Педагоги школы неизменно подходили к детям с оптимистической гипотезой, основываясь на глубоко гуманных представлениях своего директора о том, что эмоциональные нарушения не заложены в ребенке от природы, и ему можно помочь измениться, вернуться в систему признанных моральных норм и общечеловеческих ценностей.
С этой целью ребенку предоставлялась ролевая модель в лице воспитателя. Среди учителей своей школы ученик мог найти старшего товарища, человека, с которым он испытывал наибольшее взаимное эмоциональное притяжение, и начинал идентифицировать себя с ним. "Те аспекты личности взрослого, с которыми ребенок идентифицируется, образуют затем ядро, вокруг которого он организует свои таланты, интересы, желания и свой темперамент - все то, что до сих пор было хаотично и неразвито", - писал Б.Беттельгейм. Осознанная опора на бессознательное становилась в воспитательной системе Беттельгейма важным средством педагогического воздействия. Воспитатель являлся для ученика образцом для подражания и источником поддержки. Это позволяло ребенку сопоставить себя с другим человеком и выделить свое "я".
Такой метод обеспечивал тесное межличностное общение воспитателя с ребенком, которое, по Б.Беттельгейму, оказывает непосредственное влияние на формирующуюся личность. Он подчеркивал, что для успешного учебно-воспитательного процесса ребенку необходим "уникальный опыт, который могут дать лишь истинно человеческие взаимоотношения". А неформальный межличностный контакт с воспитателем помогает, как считал Беттельгейм, научиться "одной из самых сложных
124
и тем не менее самых важных вещей - как ладить с другими".
Эффективность данного метода подтверждает тот факт, что за весь период существования школы Беттельгейма в ней не было ни одного суицида. На начальных этапах пребывания детей в школе происходили случаи избиения сотрудников, несколько раз довольно серьезные. Но несмотря на то, что среди учеников были те, кто предпринимал ранее суицидные попытки, в школе они прекращались.
Заслуживает интереса и определение Беттельгеймом роли педагогического коллектива в качестве эталона социальных норм, принимаемых учениками. Ученый писал, что коллективу сотрудников его школы необходимо было жить в соответствии с более высокими требованиями к морали, чем это требовалось обществом. "Ребенок, - отмечал он, - научится правильно себя вести, если ему постоянно предоставлять примеры гармоничных межличностных взаимоотношений, которые так привлекательны, что он захочет их копировать...".
Б.Беттельгейм, проработавший с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, несколько десятков лет, говорил, что если любовь к детям всегда требуется от педагога, то от человека, решившего посвятить себя таким детям, требуется уже самоотверженная любовь. Сам ученый всегда служил примером уважительного, нежного, трепетного отношения к детям. Ведущим качеством учителя он считал эмпатийность, рассматривая ее как способность понимать мир переживаний другого человека и отзываться на эти переживания. По мнению Беттельгейма, понять мир детских переживаний может лишь тот учитель, который умеет разбираться в скрытых причинах поведения.
Да и наиболее эффективное построение обучения, с точки зрения Беттельгейма, возможно только при глубоком знании учителем особенностей внимания, памяти, мышления ребенка. Так, если ребенок склонен ставить перед собой слишком трудно достижимую цель, учитель должен помочь разбить ее на ряд промежуточных, с которыми школьник может достаточно успешно справиться.
125
Ученый-педагог настойчиво подчеркивал, что самый большой вклад, который учитель может внести в повышение эффективности школьного обучения, - это предоставление ребенку реального шанса для достижения успеха. В Ортогенической школе, как уже говорилось, дети освобождались от домашних заданий и от любых заданий в классе, если учитель не мог присутствовать рядом, чтобы облегчить тревогу ученика, когда последний чего-то не понял, или не верил, что справится.
Одним из приемов используемых педагогами школы Беттельгейма, было предоставление ребенку возможности выступать в роли учителя. Характеризуя данный метод как удобный и эффективный для овладения учебным материалом, ученый писал, что "когда ребенка просят научить тому, что он только что узнал, другого ребенка, который еще не достиг такого уровня знаний, тот не только не возражает, но и получает удовольствие от многократного повторения правил, которых в другой ситуации никогда не стал бы повторять".
Следующей отличительной чертой организации учебной деятельности в Ортогенической школе была разновозрастность групп. Разновозрастный коллектив позволял педагогам создать в школе богатство и разнообразие социально ценных отношений и сгладить явное порой несоответствие между паспортным возрастом ребенка и его успехами в учебной деятельности.
В зависимости от особенностей развития эмоциональной сферы или мышления ребенку предлагалась групповая или индивидуальная форма организации учебной деятельности. В частности, дети, которые боялись ситуации соревнования, обучались индивидуально. Учебные группы были небольшими - от 7 до 12 человек. Педагоги делали все возможное для того, чтобы "ввести" ребенка в учебный класс.
Каждый человек, а тем более ребенок, испытывает большую потребность в эмоциональных межличностных связях. Что касается воспитанников Ортогенической школы, то для них эмоциональная поддержка была крайне необходима. Опыт, приобретаемый ими в группе, оказывался важным фактором преодоления отчуждения, помогая решению проблемы социализации. 126
К достоинствам групповой формы обучения детей с эмоциональными нарушениями Б.Беттельгейм относил также возможность получения поддержки от детей, имеющих сходные проблемы. Это обогащает жизненный опыт ребенка глубоко личностным взаимопониманием с другими людьми, повышает эмоциональную восприимчивость, учит видеть и понимать ценности и потребности другого. В поддерживающей и контролируемой обстановке ребенок с нарушениями эмоциональной сферы может успешно обучаться новым социальным умениям, овладевать учебным материалом, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров по общению.
Детская группа также способствует пониманию ребенком своих глубоко личностных проблем. Ведь нередко, обладая для этого понимания достаточным интеллектуальным потенциалом, ребенок оказывается неспособным к самоисследованию из-за отсутствия принимающего окружения. В условиях соучастия попытки ребенка к самораскрытию оказываются не только возможными, но и поощряемыми. А это, в свою очередь, укрепляет "я" ребенка, реализуя тем самым цель воспитательной системы Б.Беттельгейма.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)
- Isbn 5-93134-010-6
- Идеи с.А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ
- Детские дома януша корчака
- Первая вальдорфская школа в штутгарте
- "Справедливое сообщество" л.Кольберга
- Предложения по поводу введения правил пользования шпаргалками
- Школа бруно беттельгейма: безнадежных не бывает
- Исключительная школа для "исключительных" детей (лечебно-воспитательное учреждение в.П. Кащенко)
- Воспитательные системы 20-х годов
- Школа детской радости (школа-коммуна с.М. Ривеса и н.М. Шульмана)
- Школа ф.Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива
- Воспитательная система п.Г година: подготовка молодежи к труду
- Система в.А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы
- Агрошкола-интернат как воспитательная система
- Система а.А. Захаренко: воспитательные центры и воспитывающие ситуации
- Погружение в имитированную среду
- Школа на пудожской: педагогика успеха
- 3.1. Детский сад
- 3.2. Начальная школа "Школа на Пудожской"
- 3.3. Гимназия имени в.Н. Сороки-Росинского
- 3.4. Центр дополнительного образования
- 3.5. Колледж
- 3.6. Техническая школа
- 3.7. Психолого-педагогический Медико-социальный центр (ппмс-центр)
- Школа-клуб в кирово-чепецке
- Школа юм. Цейтлина: коллективная познавательная деятельность
- Школа-интернат с лицейскими классами: воспитательная система семейного типа
- Нижегородская техническая гимназия: особенности и перспективы развития
- Школа № 38 нижнего новгорода: опыт реализации средового подхода
- Новомосковская гимназия как воспитательная система
- Киреевская школа-театр
- Небыловская сельская школа: профессиональное самоопределение учащихся
- Воспитательная система детского лечебно-профилактического учреждения: социально-педагогическая реабилитация детей с ослабленным здоровьем
- Воспитательная система школы-комплекса
- Исследовательский поиск продолжается
- Научный центр современных проблем воспитания предлагает:
- Тема 1. Воспитание подрастающего поколения, его функции и особенности в условиях нестабильного социума-2 ч.