Небыловская сельская школа: профессиональное самоопределение учащихся
Одним из основных положений гуманистической педагогики, на позиции которой переходит сегодня наше образование, является центрация внимания на развитии личности учащегося, на создании условий для его личностного самоопределения и самореализации. Естественно, что пути и средства развития в различных шкодах разные. Во многом это определяется типом школы и наличием (или отсутствием) в ней воспитательной системы гуманистического характера.
Воспитательные системы сельских школ за последние десятилетия претерпели по сравнению с городской школой более значительные изменения, связанные с переменами в социально-экономической и политической организации общества. Увеличивающееся расслоение общества все больше закрывает выпускникам сельских школ дорогу к самореализации через поступление в вузы крупных городов и нахождение своего места в их жизни. Проблема развития личности учащегося в условиях сельской школы стоит как никогда остро.
Попытаемся на примере воспитательной системы Небыловской средней школы раскрыть некоторые тенденции, характерные для развития воспитательных систем тех сельских школ, в которых трудовая деятельность является системообразующей.
Небыловская средняя школа расположена в большом древнем селе Юрьев-Польского района Владимирской области. В богатой истории села Небылое был период,
298
когда оно являлось административным центром района, и поэтому до сего дня оно сохранило определенную социально-культурную инфраструктуру.
В 70-е годы в стране бурно пошел процесс уничтожения малых сел, деревень и миграции сельского населения в город - в значительной степени из-за неравенства социокультурных условий и возможностей для развития детей. Наиболее дальновидные руководители понимали, что затормозить процесс миграции может развитие социальной сферы села, прежде всего хорошие школы. В числе таких школ, на которые была сделана ставка, оказалась и средняя школа села Небылое. Базовые предприятия стали оказывать ей всемерную помощь, рассчитывая, в свою очередь, на выполнение конкретного социального заказа - закрепление выпускников школы на селе. Правда, выражен он был в довольно странной форме: "учите работать и двоек побольше ставьте; "двоечники" в город не поедут".
К счастью, педагоги понимали, что "двоечник" в учении - он и в труде "двоечник", а селу нужны грамотные, культурные люди. Педагогический коллектив взял курс на развитие всех способностей личности учащихся, максимально возможное в условиях села. Древняя история, богатая традициями культура исторического центра России, окружающая природа позволяли формировать у воспитанников любовь к своему краю, к земле, давали основу для воспитания желания и умения трудиться. Системообразующей деятельностью складывающейся в школе воспитательной системы стал труд. Однако его содержание на разных этапах развития воспитательной системы школы менялось.
На первом этапе (1976—1984 гг.) под влиянием социальных условий (в том числе "госзаказа") ставилась задача подготовки подрастающего поколения к труду в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Практическую реализацию этой задачи педагоги видели в том, чтобы привить школьникам чувство глубокого уважения к труду, к людям труда, чтобы знакомить учащихся с содержанием и своеобразием трудовых действий- по основным профессиям, дать возможность на деле испытать свои силы и способности в конкретном труде. Глав-299
ным итогом работы считалось наличие у учащихся уважительного отношения к любому труду и правильного, осознанного подхода к выбору профессии.
Постепенно педагогический коллектив пришел к выводу, что школа не справится со своими задачами, если будет жить замкнутой жизнью. Началась большая работа по "расширению жизненного пространства", по освоению окружающей среды. Было установлено неформальное взаимодействие с базовыми хозяйствами, создавалась, расширялась и развивалась материально-техническая база трудовой деятельности школьников. В этой работе складывался единый школьный коллектив, педагоги стремились сделать труд воспитывающим. Рос авторитет школы среди населения.
Это позволило школе на втором этапе (1984— 1990 гг.) органично "войти" в производство: школьная ученическая бригада стала структурным подразделением совхоза. При этом работа была не показной, для отчета. У бригады была своя земля (77 га), техника (5 автомобилей, 2 трактора ДТ-75 "М" и Т-40, плуг, культиватор), животноводческая ферма на 200 голов, телятник на 116 голов молодняка. Организация трудовой деятельности сразу строилась на принципах самоуправления, подряда, хозрасчета и экономического партнерства с совхозом. Прибыль от экономической деятельности стала заметным вкладом в дело расширения материальной базы школы. Часть прибыли в форме заработной платы учащиеся получали на руки. Областной институт усовершенствования учителей выпустил методические материалы на основе опыта работы производственной бригады нашей школы. Целенаправленное функционирование воспитательной системы, в орбиту которой был включен и совхоз, положительно сказалось на результатах воспитания. В настоящее время более половины специалистов сельского хозяйства и рабочих совхоза являются выпускниками школы. Однако педагогический коллектив видел и негативные стороны всеобщей "обязаловки" и коммерциализации труда детей.
Поэтому на третьем этапе (с 1990 года) трудовая деятельность, сохраняясь как системообразующая, претерпела существенные изменения. Она стала ведущим сред-300
ством воспитания детей, позволяющим влиять на ход их личностного развития. Объем непосредственного производства сократился, но усилилась его социализирующая роль. Оставаясь формирующей и упорядочивающей, трудовая деятельность дополнилась художественно-эстетической и спортивной. В воспитательной системе значительно возросла роль учебно-познавательной деятельности. В учебный процесс школы были включены информатика, экономика, экология, правоведение, краеведение, швейное дело для девушек, этика и психология семейной жизни. Целенаправленное функционирование воспитательной системы, в орбиту которой был включен и совхоз, положительно сказалось на результатах.
В ходе творческого поиска коллектив пришел к выводу о необходимости усиления и развития связей школы с наукой. В результате сотрудничества с кафедрой педагогики и психологии Владимирского ИУУ и Научным центром современных проблем воспитания ИТОиП РАО педагогический коллектив пытается осмыслить свой опыт. Принципиально меняется характер педагогических советов, меняется и самосознание педагогов.
Опираясь на новый социальный заказ, желания и возможности учащихся, педагогический коллектив поставил своей целью воспитание культурного хозяина земли (фермера), физически и нравственно здорового, ответственного за свое поведение. На первый план в труде вышли не его экономические результаты (хотя они неуклонно повышаются), а образовательный потенциал. Школа заключила договор о сотрудничестве с Новоалександровским сельскохозяйственным техникумом с целью повышения уровня теоретической и практической подготовки своих воспитанников. В школе функционирует "фермерский" класс, выпускники которого получают не только специальную подготовку, но и соответствующий документ и право продолжить образование в техникуме на льготных условиях.
Разумеется, это не означает, что всем выпускникам Небыловской школы предопределен один путь. Достаточно сказать, что 2/3 педагогов школы - ее бывшие выпускники. Воспитательная система, отличительной 301
чертой которой является дух трудолюбия и уважительного, бережного отношения к родной земле, позволяет реализовать свой творческий потенциал практически всем воспитанникам школы. На это направлена деятельность разнообразных кружков, факультативных занятий, коллективных творческих дел, спортивных секций. Большую роль стало играть взаимодействие с сельской школой искусств, учащиеся которой занимаются в хореографических классах, в театральной студии и в классах различных музыкальных инструментов.
Однако самыми популярными остаются кружки агробиологического направления и по конструированию малогабаритной сельскохозяйственной техники.
Воспитательная система сельской школы не может быть замкнутой в силу специфики социума. Она не только вовлекает в свою жизнедеятельность родителей и все взрослое население села, но и активно влияет на социум, являясь весомым культурным фактором жизни села.
В настоящее время в родительской среде возникли новые, специфические проблемы. Сорок шесть родителей стоят на учете на бирже труда. 83 ученика школы - из многодетных семей, 53 ученика - из неполных семей, 57 -из малообеспеченных. Однако большинство семей ведут здоровый образ жизни, большое внимание уделяют обучению и воспитанию детей, активно участвуют в жизни школы.
Миграция населения небольшая. На селе живут 92% выпускников школы разных лет. Школа пользуется авторитетом среди жителей села. Данный вывод был сделан на основании анкетирования 100 родителей. Анкеты показали, что 95% родителей относятся к школе положительно; 85% оценивают школу как лучшую по сравнению с другими; 88% родителей готовы оказывать и оказывают школе конкретную помощь.
Небыловская школа стала школой жизни для своих выпускников, так как здесь царит атмосфера доброжелательности, трудолюбия, взаимоуважения, раскрепощенности. Так считают и педагоги, и школьники.
Изучение эффективности работы классных руководителей показало, что удовлетворенность жизнью класса и своей жизнью в классе с каждым годом по-302
вышается. Растет личный авторитет педагогов. Это связано с тем, что ведущей стала ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. В школе отношения между учащимися спокойные, дружественные, отношения между учащимися и педагогами доверительные.
Бывшие ученики часто приходят в свою родную школу для того, чтобы чем-либо помочь нынешним ученикам, а главное, чтобы снова почувствовать то состояние комфортности, взаимоуважения, доброжелательности, которое характерно для Небыловской средней школы и которого зачастую так не хватает в сегодняшней окружающей среде.
Мы считаем, что анализ опыта нашей школы отражает ряд закономерных особенностей в развитии воспитательной системы сельской школы вообще.
Это:
1. Развитие воспитательной системы сельской школы в большей степени, чем в городской, детерминировано окружающей средой.
2. Окружающая природа, активное участие в сельскохозяйственном производстве оказывают решающее влияние на выбор трудовой деятельности в качестве системообразующей.
3. Организация жизнедеятельности единого воспитательного коллектива естественно и традиционно тяготеет к общинному укладу в силу замкнутости и стабильности населения.
4. Воспитательная система сельской школы является в значительной степени центром духовной культуры на селе, во многом определяющим не только отношения на селе, но и перспективы его развития в целом.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)
- Isbn 5-93134-010-6
- Идеи с.А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ
- Детские дома януша корчака
- Первая вальдорфская школа в штутгарте
- "Справедливое сообщество" л.Кольберга
- Предложения по поводу введения правил пользования шпаргалками
- Школа бруно беттельгейма: безнадежных не бывает
- Исключительная школа для "исключительных" детей (лечебно-воспитательное учреждение в.П. Кащенко)
- Воспитательные системы 20-х годов
- Школа детской радости (школа-коммуна с.М. Ривеса и н.М. Шульмана)
- Школа ф.Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива
- Воспитательная система п.Г година: подготовка молодежи к труду
- Система в.А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы
- Агрошкола-интернат как воспитательная система
- Система а.А. Захаренко: воспитательные центры и воспитывающие ситуации
- Погружение в имитированную среду
- Школа на пудожской: педагогика успеха
- 3.1. Детский сад
- 3.2. Начальная школа "Школа на Пудожской"
- 3.3. Гимназия имени в.Н. Сороки-Росинского
- 3.4. Центр дополнительного образования
- 3.5. Колледж
- 3.6. Техническая школа
- 3.7. Психолого-педагогический Медико-социальный центр (ппмс-центр)
- Школа-клуб в кирово-чепецке
- Школа юм. Цейтлина: коллективная познавательная деятельность
- Школа-интернат с лицейскими классами: воспитательная система семейного типа
- Нижегородская техническая гимназия: особенности и перспективы развития
- Школа № 38 нижнего новгорода: опыт реализации средового подхода
- Новомосковская гимназия как воспитательная система
- Киреевская школа-театр
- Небыловская сельская школа: профессиональное самоопределение учащихся
- Воспитательная система детского лечебно-профилактического учреждения: социально-педагогическая реабилитация детей с ослабленным здоровьем
- Воспитательная система школы-комплекса
- Исследовательский поиск продолжается
- Научный центр современных проблем воспитания предлагает:
- Тема 1. Воспитание подрастающего поколения, его функции и особенности в условиях нестабильного социума-2 ч.