logo
Воспитательные системы

Небыловская сельская школа: профессиональное самоопределение учащихся

Одним из основных положений гуманисти­ческой педагогики, на позиции которой пере­ходит сегодня наше образование, является центрация внимания на развитии личности учащегося, на создании условий для его личностного самоопределения и самореализации. Естественно, что пути и средства раз­вития в различных шкодах разные. Во многом это опре­деляется типом школы и наличием (или отсутствием) в ней воспитательной системы гуманистического характера.

Воспитательные системы сельских школ за послед­ние десятилетия претерпели по сравнению с городской школой более значительные изменения, связанные с пе­ременами в социально-экономической и политической организации общества. Увеличивающееся расслоение общества все больше закрывает выпускникам сельских школ дорогу к самореализации через поступление в вузы крупных городов и нахождение своего места в их жизни. Проблема развития личности учащегося в условиях сель­ской школы стоит как никогда остро.

Попытаемся на примере воспитательной системы Небыловской средней школы раскрыть некоторые тен­денции, характерные для развития воспитательных си­стем тех сельских школ, в которых трудовая деятельность является системообразующей.

Небыловская средняя школа расположена в большом древнем селе Юрьев-Польского района Владимирской области. В богатой истории села Небылое был период,

298

когда оно являлось административным центром района, и поэтому до сего дня оно сохранило определенную соци­ально-культурную инфраструктуру.

В 70-е годы в стране бурно пошел процесс уничто­жения малых сел, деревень и миграции сельского населе­ния в город - в значительной степени из-за неравенства социокультурных условий и возможностей для развития детей. Наиболее дальновидные руководители понимали, что затормозить процесс миграции может развитие соци­альной сферы села, прежде всего хорошие школы. В чис­ле таких школ, на которые была сделана ставка, оказа­лась и средняя школа села Небылое. Базовые предприя­тия стали оказывать ей всемерную помощь, рассчитывая, в свою очередь, на выполнение конкретного социального заказа - закрепление выпускников школы на селе. Прав­да, выражен он был в довольно странной форме: "учите работать и двоек побольше ставьте; "двоечники" в город не поедут".

К счастью, педагоги понимали, что "двоечник" в учении - он и в труде "двоечник", а селу нужны грамот­ные, культурные люди. Педагогический коллектив взял курс на развитие всех способностей личности учащихся, максимально возможное в условиях села. Древняя исто­рия, богатая традициями культура исторического центра России, окружающая природа позволяли формировать у воспитанников любовь к своему краю, к земле, давали основу для воспитания желания и умения трудиться. Си­стемообразующей деятельностью складывающейся в школе воспитательной системы стал труд. Однако его содержание на разных этапах развития воспитательной системы школы менялось.

На первом этапе (1976—1984 гг.) под влиянием соци­альных условий (в том числе "госзаказа") ставилась зада­ча подготовки подрастающего поколения к труду в про­мышленном и сельскохозяйственном производстве. Практическую реализацию этой задачи педагоги видели в том, чтобы привить школьникам чувство глубокого ува­жения к труду, к людям труда, чтобы знакомить учащихся с содержанием и своеобразием трудовых действий- по основным профессиям, дать возможность на деле испы­тать свои силы и способности в конкретном труде. Глав-299

ным итогом работы считалось наличие у учащихся ува­жительного отношения к любому труду и правильного, осознанного подхода к выбору профессии.

Постепенно педагогический коллектив пришел к вы­воду, что школа не справится со своими задачами, если будет жить замкнутой жизнью. Началась большая работа по "расширению жизненного пространства", по освоению окружающей среды. Было установлено неформальное взаимодействие с базовыми хозяйствами, создавалась, расширялась и развивалась материально-техническая база трудовой деятельности школьников. В этой работе скла­дывался единый школьный коллектив, педагоги стреми­лись сделать труд воспитывающим. Рос авторитет школы среди населения.

Это позволило школе на втором этапе (1984— 1990 гг.) органично "войти" в производство: школьная ученическая бригада стала структурным подразделением совхоза. При этом работа была не показной, для отчета. У бригады была своя земля (77 га), техника (5 автомо­билей, 2 трактора ДТ-75 "М" и Т-40, плуг, культиватор), животноводческая ферма на 200 голов, телятник на 116 голов молодняка. Организация трудовой деятельности сразу строилась на принципах самоуправления, подряда, хозрасчета и экономического партнерства с совхозом. Прибыль от экономической деятельности стала замет­ным вкладом в дело расширения материальной базы школы. Часть прибыли в форме заработной платы уча­щиеся получали на руки. Областной институт усовер­шенствования учителей выпустил методические мате­риалы на основе опыта работы производственной бри­гады нашей школы. Целенаправленное функционирова­ние воспитательной системы, в орбиту которой был включен и совхоз, положительно сказалось на результа­тах воспитания. В настоящее время более половины специалистов сельского хозяйства и рабочих совхоза являются выпускниками школы. Однако педагогический коллектив видел и негативные стороны всеобщей "обязаловки" и коммерциализации труда детей.

Поэтому на третьем этапе (с 1990 года) трудовая дея­тельность, сохраняясь как системообразующая, претерпе­ла существенные изменения. Она стала ведущим сред-300

ством воспитания детей, позволяющим влиять на ход их личностного развития. Объем непосредственного произ­водства сократился, но усилилась его социализирующая роль. Оставаясь формирующей и упорядочивающей, трудовая деятельность дополнилась художественно-эстетической и спортивной. В воспитательной системе значительно возросла роль учебно-познавательной деятельности. В учебный процесс школы были вклю­чены информатика, экономика, экология, правоведе­ние, краеведение, швейное дело для девушек, этика и психология семейной жизни. Целенаправленное функ­ционирование воспитательной системы, в орбиту кото­рой был включен и совхоз, положительно сказалось на результатах.

В ходе творческого поиска коллектив пришел к вы­воду о необходимости усиления и развития связей школы с наукой. В результате сотрудничества с кафедрой педаго­гики и психологии Владимирского ИУУ и Научным цен­тром современных проблем воспитания ИТОиП РАО педагогический коллектив пытается осмыслить свой опыт. Принципиально меняется характер педагогических советов, меняется и самосознание педагогов.

Опираясь на новый социальный заказ, желания и возможности учащихся, педагогический коллектив поста­вил своей целью воспитание культурного хозяина земли (фермера), физически и нравственно здорового, ответ­ственного за свое поведение. На первый план в труде вышли не его экономические результаты (хотя они не­уклонно повышаются), а образовательный потенциал. Школа заключила договор о сотрудничестве с Новоалек­сандровским сельскохозяйственным техникумом с целью повышения уровня теоретической и практической подго­товки своих воспитанников. В школе функционирует "фермерский" класс, выпускники которого получают не только специальную подготовку, но и соответствующий документ и право продолжить образование в техникуме на льготных условиях.

Разумеется, это не означает, что всем выпускникам Небыловской школы предопределен один путь. Доста­точно сказать, что 2/3 педагогов школы - ее бывшие выпускники. Воспитательная система, отличительной 301

чертой которой является дух трудолюбия и уважитель­ного, бережного отношения к родной земле, позволяет реализовать свой творческий потенциал практически всем воспитанникам школы. На это направлена дея­тельность разнообразных кружков, факультативных за­нятий, коллективных творческих дел, спортивных сек­ций. Большую роль стало играть взаимодействие с сель­ской школой искусств, учащиеся которой занимаются в хореографических классах, в театральной студии и в классах различных музыкальных инструментов.

Однако самыми популярными остаются кружки агро­биологического направления и по конструированию ма­логабаритной сельскохозяйственной техники.

Воспитательная система сельской школы не может быть замкнутой в силу специфики социума. Она не толь­ко вовлекает в свою жизнедеятельность родителей и все взрослое население села, но и активно влияет на социум, являясь весомым культурным фактором жизни села.

В настоящее время в родительской среде возникли новые, специфические проблемы. Сорок шесть родителей стоят на учете на бирже труда. 83 ученика школы - из многодетных семей, 53 ученика - из неполных семей, 57 -из малообеспеченных. Однако большинство семей ведут здоровый образ жизни, большое внимание уделяют обу­чению и воспитанию детей, активно участвуют в жизни школы.

Миграция населения небольшая. На селе живут 92% выпускников школы разных лет. Школа пользуется авто­ритетом среди жителей села. Данный вывод был сделан на основании анкетирования 100 родителей. Анкеты по­казали, что 95% родителей относятся к школе положи­тельно; 85% оценивают школу как лучшую по сравнению с другими; 88% родителей готовы оказывать и оказывают школе конкретную помощь.

Небыловская школа стала школой жизни для своих выпускников, так как здесь царит атмосфера доброжела­тельности, трудолюбия, взаимоуважения, раскрепощен­ности. Так считают и педагоги, и школьники.

Изучение эффективности работы классных руково­дителей показало, что удовлетворенность жизнью класса и своей жизнью в классе с каждым годом по-302

вышается. Растет личный авторитет педагогов. Это связано с тем, что ведущей стала ориентация на лич­ность школьника, на его интересы и способности. В школе отношения между учащимися спокойные, дру­жественные, отношения между учащимися и педагога­ми доверительные.

Бывшие ученики часто приходят в свою родную школу для того, чтобы чем-либо помочь нынешним уче­никам, а главное, чтобы снова почувствовать то состоя­ние комфортности, взаимоуважения, доброжелатель­ности, которое характерно для Небыловской средней школы и которого зачастую так не хватает в сегодняшней окружающей среде.

Мы считаем, что анализ опыта нашей школы отра­жает ряд закономерных особенностей в развитии воспи­тательной системы сельской школы вообще.

Это:

1. Развитие воспитательной системы сельской шко­лы в большей степени, чем в городской, детерми­нировано окружающей средой.

2. Окружающая природа, активное участие в сель­скохозяйственном производстве оказывают ре­шающее влияние на выбор трудовой деятельности в качестве системообразующей.

3. Организация жизнедеятельности единого воспита­тельного коллектива естественно и традиционно тяготеет к общинному укладу в силу замкнутости и стабильности населения.

4. Воспитательная система сельской школы является в значительной степени центром духовной культу­ры на селе, во многом определяющим не только отношения на селе, но и перспективы его разви­тия в целом.