logo
Devnik_po_praktike1

Психологические особенности учащихся 10-х классов

В периодизации развития личности возраст учащихся 10-х классов относится к юношескому. Жан Жак Руссо говорил о периоде юности как о «втором рождении», поскольку молодые люди на данном этапе наконец-то получают право называться взрослыми. В общем понимании, взросление означает переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Но это своеобразный «третий мир», поскольку, как пишет известный психолог Левин, в этот период молодые люди не принадлежат полностью ни к тому, ни к другому. Анатолий Викторович Мудрик говорит о 3-х составляющих взрослости: физиологической, психологической и социальной. И если говорить о физиологической зрелости, то к 15-17 годам у большинства юношей и девушек завершается период полового созревания, и они превращаются в молодых мужчин и женщин. Что касается психологической и социальной зрелости, то здесь наблюдаются противоречия: старшеклассники стремятся вести себя как взрослые, но не всегда способны управлять собой и своим поведением, а также зависимы от взрослых экономически. Таким образом, они оказываются в ситуации своеобразных «ножниц» между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью. Изменения, претерпевающие взрослеющие юноши и девушки отражаются на их психике и поведении. Как говорит один из Шекспировских персонажей «лучше бы люди, когда им исполнилось десять, но еще не стукнуло двадцать три, вовсе не имели возраста; лучше бы юность проспала свои годы…». Конечно, возрастные изменения у всех старшеклассников протекают по - разному: у одних бурно и болезненно, у других постепенно и даже незаметно. Задача окружающих взрослых: педагогов, родителей - способствовать благоприятному прохождению учащимися данного периода.