2.2 Изучение особенностей адаптации обучающихся 8-10-х классов
Исследование особенностей адаптации обучающихся 8-9-х классов проводилось на базе МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича. В исследовании приняли участие 40 учащихся 8-10-х классов.
Для изучения уровня тревожности и анализа процесса адаптации обучающихся были использованы следующие методы:
Исследование уровня ситуативной и личностной тревожности Спилберга
Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.
Тревожность– склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).
Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.
При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).
Результаты подсчитываются по ключу.
Обработка и интерпретация результатов:
до 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.
Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.
В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.
Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:
«Я испытываю удовольствие»,
«Я очень быстро устаю»,
«Я вполне счастлив» и др.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.
В диагностике уровня тревожности приняли участие 40 курсантов 8-х классов. Данная методика показала, что у 67% обучающихся выявлен высокий уровень тревожности; у 33% отмечен средний уровень тревожности. Из полученных результатов мы видим, что большая часть испытуемых учеников имеет высокий уровень тревожности, что свидетельствует о наличии проблем адаптации. Средний уровень тревожности мы можем рассматривать как норму, что говорит о достаточно благополучном прохождении адаптации к лицею остальных обучающихся.
Возраст учащихся восьмого класса относится к подростковому периоду. Подростковый период в периодизации развития человека это возраст от 10 до 15 лет. Это кризисный период и из всех возрастных кризисов (1 год, 3 года, 7 лет, 30 лет и т.д.), самый острый и самый сложный. Ни в один другой кризис с человеком не происходит столько физиологических и психологических изменений. Это и интенсивное половое созревание и развитие, и физиологическая перестройка организма. Эмоции подростков неустойчивы, для них характерна частая смена настроения, вспыльчивость, неуравновешенность.
Психологически этот возраст связан с обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования подростка. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими, часто отстаивает свою «взрослую» позицию, но объективно не может включиться во взрослую жизнь, не готов к этому ни физически, ни психологически, ни социально. Возникает конфликт, ребенок отдаляется от взрослых – родителей, учителей; ищет возможность проявить себя среди сверстников. В ходе самоутверждения появляются конфликты с родителями и учителями, проявляется упрямство, негативизм, грубость, внешние проявления взрослости: в одежде, манерах поведения, вредных привычках и т.д.
Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Это может отрицательно сказаться на учебе, но имеет для младших подростков огромное значение: в среде сверстников они получают возможность лучше понять себя, отрабатывать способы взаимоотношений, развивать навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.
Подростковый возраст – это и время становления характера человека. Очень часто в этот период в поведении подростков возникают отклонения, так называемые акцентуации характера. Это заостренные черты характера, проявляющиеся в определенных ситуациях.
Следует также сказать о развитии в подростковом периоде интересов. Они неустойчивы и разноплановы. Это объясняется так называемой сенсорной жаждой – потребностью в получении новых ощущений. Возможность «попробовать себя» в разных видах деятельности и занятиях способствует нахождению того, к чему у ребенка действительно есть способности.
Грамотное отношение родителей и педагогов к детям в данный период– это залог формирования здоровых, эмоционально устойчивых, гармонично развитых личностей.
Анкетирование «Отношение обучающихся 8-х и 10-х классов к условиям нового образовательного учреждения»
Анкетирование, проведенное в 8-х и 10-х классах, было направлено на определение отношения школьников к новым условиям обучения, оценку психологического микроклимата в классных коллективах и на определение рейтинга предметов. Анализ анкет показал, что у подавляющего большинства обучающихся оправдались ожидания о лицее. Более всего в лицее обучающимся 8-1 взвода нравятся форма (42%), 8-2 – учителя (37%), 10-1 - физическая подготовка (30%), 10-2 – педагогический коллектив (60%). На вопрос «Что вам не нравится?» обучающиеся 8-1 взвода ответили – «такого нет» (79%), 8-2 – некоторые учителя (47%), 10-1 – учиться по субботам, длинные перемены (30%), 10-2 - тесная столовая (30%).
Большинству обучающихся 8-х и 10-х классов нравится их классный коллектив. При этом, наиболее благоприятная ситуация складывается в 8-2, 8-1 и 10-1 взводах, наименее – в 10-2 взводе.
Средний балл оценки учащимися психологического микроклимата в классном коллективе (по шкале от 0 до 5) составил 3,8 в 8-1 классе; 4- в 8-2 классе; 3,5 в 10-1 классе, 3,7 в 10-2 классе. Данные результаты свидетельствуют о достаточно благоприятной психологической атмосфере в коллективах на начальном этапе их формирования.
Для определения рейтинга предметов курсантам было предложено ответить на вопросы «Три ваших любимых предмета» и «Три ваших нелюбимых предмета».
Исследование показало, что самыми любимыми для большинства школьников являются такие предметы, как физическая культура (63% - 8-1 взвод, 95% - 10-1 взвод) и психология (65% - 10-2 взвод, 85% - 8-2 взвод).
На вопрос о нелюбимых предметах, обучающиеся ответили следующим образом: 58% физика - 8-1 взвод, 58% русский язык – 8-2 взвод, 80% химия – 10-2 взвод, 90% химия - 10-1 взвод.
В периодизации развития личности возраст учащихся 10-х классов относится к юношескому. Жан Жак Руссо говорил о периоде юности как о «втором рождении», поскольку молодые люди на данном этапе наконец-то получают право называться взрослыми. В общем понимании, взросление означает переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Но это своеобразный «третий мир», поскольку, как пишет известный психолог Левин, в этот период молодые люди не принадлежат полностью ни к тому, ни к другому. Анатолий Викторович Мудрик говорит о 3-х составляющих взрослости: физиологической, психологической и социальной. И если говорить о физиологической зрелости, то к 15-17 годам у большинства юношей и девушек завершается период полового созревания, и они превращаются в молодых мужчин и женщин. Что касается психологической и социальной зрелости, то здесь наблюдаются противоречия: старшеклассники стремятся вести себя как взрослые, но не всегда способны управлять собой и своим поведением, а также зависимы от взрослых экономически. Таким образом, они оказываются в ситуации своеобразных «ножниц» между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью. Изменения, претерпевающие взрослеющие юноши и девушки отражаются на их психике и поведении. Как говорит один из Шекспировских персонажей «лучше бы люди, когда им исполнилось десять, но еще не стукнуло двадцать три, вовсе не имели возраста; лучше бы юность проспала свои годы…». Конечно, возрастные изменения у всех старшеклассников протекают по - разному: у одних бурно и болезненно, у других постепенно и даже незаметно. Задача окружающих взрослых: педагогов, родителей - способствовать благоприятному прохождению учащимися данного периода.
Таким образом, говоря об итогах диагностики, проведенной в 8-х и 10-х классах, следует отметить, что период адаптации обучающихся протекает достаточно благополучно. Следует обратить внимание на наличие проблемы в системе «ученик - учитель» в 8-х классах по русскому языку и в 10-х по химии и математике.
В результате проведенной работы нами были сделаны следующие выводы:
Результаты психолого-педагогической диагностики в целом, свидетельствуют о достаточно благополучном прохождении обучающимися 8-х и 10-х классов периода адаптации к обучению в лицее, однако, следует проанализировать возможные причины высокого уровня личностной и ситуативной тревожности, выявленной у 67% восьмиклассников.
В каждом классном коллективе обозначены обучающиеся, требующие повышенного внимания педагогического коллектива на предмет успеваемости, дисциплины, эмоционального состояния.
Педагогам-психологам, учителям-предметникам и классным руководителям рекомендуется обратить внимание и осуществлять индивидуальную работу с учащимися, у которых по итогам диагностики выявлен высокий уровень школьной тревожности.
Педагогу-психологу продолжить тренинговые занятия с учащимися 8-х и 10-х классов с целью сплочения классных коллективов, снижения уровня школьной тревожности.
- Дневник
- Программа прохождения практики
- Информация об образовательном учреждении
- Особенности прохождения адаптации детьми к условиям нового учебного учреждения
- Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей прохождения адаптации детьми к условиям нового учебного учреждении………………14
- Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей прохождения адаптации детьми к условиям нового учебного учреждения…………………………….31
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей прохождения адаптации детьми к условиям нового учебного учреждения.
- 1.1 Понятие школьной адаптации
- 1.2. Возможные трудности обучающихся в процессе адаптации
- Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей прохождения адаптации детьми к условиям нового учебного учреждения.
- 2.1 Изучение особенностей адаптации обучающихся 5-6-х классов
- 2.2 Изучение особенностей адаптации обучающихся 8-10-х классов
- Заключение
- Список литературы
- Малый педагогический совет «Обеспечение успешной адаптации учащихся 5-х, 6-х классов»
- 1. Возрастные психологические особенности учащихся 5-х классов.
- 2. Возрастные психологические особенности учащихся 6-х классов.
- 6. Рекомендации по организации работы с пятиклассниками и шестиклассниками в период адаптации в средней школе.
- Приложение II Малый педагогический совет по вопросам адаптации обучающихся 8 –х, 10-х классов
- Психологические особенности учащихся 8 -х классов
- Психологические особенности учащихся 10-х классов
- Характеристика классных коллективов
- Результаты диагностики
- Уровень обучающей деятельности учителей-предметников
- Анализ планов воспитательной работы 8-х, 10-х классов и результаты участия обучающихся в мероприятиях лицея в течение I четверти 2011-2012 учебного года.