Художественные способности.
Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Художественные с. - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Роль воображения в творческом процессе велика, творчество тесно связано со всеми психическими процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, сознание), в том числе и с воображением. Возможность творчества в значит, степени обеспечивается имеющимися у ч. знаниями, способностями. Важнейшими условиями творчества является наличие определённых переживаний, создающий эмоциональный. тон творческой деятельности.
Помимо этого важно обладать и некоторыми качествами восприятия:
1)чувство целого; 2)чувство пропорций; 3)форма предмета; 4)светотень; 5)колорит; 6)ритм.
Восприятие тесно связано с нашими ощущениями, а их характер непосредственно зависит от условий, в которых эти ощущение формируются: ощущение цвета зависит от освещённости; в. величины - от расстояния до предмета; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располагается воспринимаемый предмет.
Художественные (изобразительные) способности - способности к изобразительной деятельности, характеризующие степень освоения этой деятельности и продуктивной, творческой работы в области художественного искусства.
Проблема диагностики и развития художественных способностей - одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю и не слишком счастливую судьбу. Хотя природа художественного таланта интересовала мыслителей, людей науки и искусства со времен Аристотеля, до последнего времени сделано в этой области сравнительно мало. Исключение составляет лишь изучение музыкальных способностей.
Художественные (изобразительные) способности начинают активно изучаться еще в начале XX в. В это время складывается три основных направления в исследовании художественных способностей:
-изучение особенностей личности творческих людей, художников , «сверхнормально» одаренных к рисованию детей. Поиск отличий не способных к рисованию людей и талантливых рисовальщиков, предпринятый Э. Мейманом, позволил определить причины неспособности к рисованию, которые проявляются как в недостатке одаренности (и прежде всего в особенностях восприятия, зрительной памяти и синтезирующего видения), так и в недостатке упражнений.
- сам процесс рисования. Так, например, Ф. Ейер изучал процесс рисования в лабораторных условиях, на основании чего он выделил технические характеристики одаренных рисовальщиков.
-Выявлению способностей к художественному творчеству посвящены работы представителей третьего направления. Н. Мануэль описывает тринадцать составляющих способностей к рисованию: от зрительной памяти, способности наблюдать, комбинировать, различать цвета и размеры до интереса к деятельности и общей интеллигентности.
Изучая проблему художественных способностей в течение ряда лет, Н. Мейер выделил следующие составляющие художественного таланта:
-врожденные способности,
-эстетическую отзывчивость
-комбинаторную способность.
Компоненты худ способностей:
-способность целостного видения,
-способность остро чувствовать вертикальные и горизонтальные направления
-способность точной оценки отклонения от опорных направлений,
-способность точной оценки пропорций,
-способность оценки "светлотных" отношений,
-способность к оценке перспективных сокращений,
-способность к цвету,
-зрительную память.
Доказано, что "индивидуальные различия в отношении данной деятельности необходимо искать прежде всего в процессе зрительного восприятия и возникающих на его основе зрительных представлений". Одним из важнейших компонентов художественных способностей в изобразительном искусство является -способность целостного или синтетического видения. Не менее существенны ряд двигательных реакций и связанное с ними мышечное "чувство", а также -способность возникновения зрительно-кинестетических ассоциаций.
Таким образом, обобщая приведенный материал, можно выделить следующие ведущие свойства в художественных способностях:
- особенности творческого воображения и мышления
-свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов
-развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому
-волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.
- Проблема психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
- Возрастная периодизация и кризисы психического развития. Проблема возраста.
- Психология подростка.
- Психологическое развитие в юношеском возрасте.
- Психология взрослости.
- Структура деятельности.
- Педагогическая деятельность и ее структура.
- Структура учебной деятельности.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Мотивация учения и ее формирование.
- Психологическая сущность обучения.
- Характеристика педагогической деятельности.
- Психология личности учителя.
- Взаимоотношения в классном коллективе.
- Педагогическое общение, его стили.
- Психологические особенности художественного творчества.
- Роль познавательных процессов в художественном творчестве педагога профессионального обучения.
- Активные методы в работе педагога профессионального обучения.
- Психологические процессы восприятия и творчества художественного произведения.
- Способности, их характеристика.
- Методы развития художественных способностей.
- Художественные способности.
- Роль творчества в деятельности дизайнера.
- Эмоции в художественном творчестве.
- Личность и ее структура.
- Социализация личности.
- Профессиональное развитие личности.
- Роль психологии в художественном творчестве.
- Психология профессионального образования.