Психологические особенности художественного творчества.
Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Цель художественного творчества - создание новых эмоций (Эмоции - это психическая реакция организма на окружающую действительность). Результат - произведения искусства.
Четыре фазы творчества. 1. Фаза произвольного, логического поиска. - актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено путем логического вывода из имеющихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения. Фаза интуитивного решения - характерен неосознанный поиск способа решения проблем. Необходимость в интуитивном решении задачи возникает в случае, если на предыдущей стадии выбранные логические приемы были неадекватны для решения поставленной задачи и требовались иные способы достижения цели. Уровень осознанности поведения на стадии интуитивного решения снижен, и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное. Фаза вербализации интуитивного решения - осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком, например экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи. Фаза формализации вербализованного решения - формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс формализации решения происходит на сознательном уровне.
Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность - творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Критерии креативности: беглость — количество идей, возникающих в единицу времени; оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых; гибкость - позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность. восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую; метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.
- Проблема психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
- Возрастная периодизация и кризисы психического развития. Проблема возраста.
- Психология подростка.
- Психологическое развитие в юношеском возрасте.
- Психология взрослости.
- Структура деятельности.
- Педагогическая деятельность и ее структура.
- Структура учебной деятельности.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Мотивация учения и ее формирование.
- Психологическая сущность обучения.
- Характеристика педагогической деятельности.
- Психология личности учителя.
- Взаимоотношения в классном коллективе.
- Педагогическое общение, его стили.
- Психологические особенности художественного творчества.
- Роль познавательных процессов в художественном творчестве педагога профессионального обучения.
- Активные методы в работе педагога профессионального обучения.
- Психологические процессы восприятия и творчества художественного произведения.
- Способности, их характеристика.
- Методы развития художественных способностей.
- Художественные способности.
- Роль творчества в деятельности дизайнера.
- Эмоции в художественном творчестве.
- Личность и ее структура.
- Социализация личности.
- Профессиональное развитие личности.
- Роль психологии в художественном творчестве.
- Психология профессионального образования.