Проблема психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
Личность - совокупность психологических качеств человека, составляющих их индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.
Любой взрослый человек является личностью, хотя ею не рождаются, а становятся в процессе деятельности и общения с другими людьми. На психическое развитие личности оказывают влияние 2 фактора:
1) биологический - наследственность и врожденность.
а).По наследственности передается строение нервной системы и физические признаки характерные для всех людей. Наследуются биолог, потребности, психофизиологические и анатомические особенности нервной системы. Носителем наследств, информации являются гены
б).Врожденность - это то с чем младенец появляется на свет. Это некоторые особенности индивида, зависящие от условий внутриутробного развития плода.
2)социальный - для перехода человека в личность необходимо воздействие соц. среды: физический мир (климатические условия, вода, воздух,) и общение с людьми (семья, школа, улица, СМИ).
Основные подходы к изучению личности в зарубежной, психологии:
1. Социогенетический подход - чел. рождается биологической особью и становится личностью благодаря воздействию социальной среды. 1)Теория ролей - развитие личности ребенка начинается, когда он оказывается способным к ролевому подражанию. 2)Теория научения - личностное развитие как приобретение человеком определение привычек, умений и навыков общения с людьми. Источник личностного развития-система подкреплений: поощрение и наказание. 3)теория социолизации - развитие определяется наследственностью и средой. Результатом выступают новообразования личности, несущие в себе отпечатки внутреннего и внешнего.
Нравственные: качества личности (порядочност, чесность, уважение к человеку, доброта, отзывчивость).
2. Биогенетический подход. Основы личности - биологический процесс созревания организма. Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп (быстрый, замедленный) и его предел - будет ребенок одаренным, многого достигнет или останется посредственностью.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея, которой заимствована из эмбриологии. Это теория основана на теории Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой повторение филогенеза (исторического развития).
Психогенетический подход. Основными методами психогенетических исследований являютсяся близнецовый метод, метод приемных детей и семейный метод. Традиционный способ изучения - характеристика когнитивной сферы. На развитие личности влияют познавательные (когнитивные) процессы.
-
Содержание
- Проблема психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
- Возрастная периодизация и кризисы психического развития. Проблема возраста.
- Психология подростка.
- Психологическое развитие в юношеском возрасте.
- Психология взрослости.
- Структура деятельности.
- Педагогическая деятельность и ее структура.
- Структура учебной деятельности.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Мотивация учения и ее формирование.
- Психологическая сущность обучения.
- Характеристика педагогической деятельности.
- Психология личности учителя.
- Взаимоотношения в классном коллективе.
- Педагогическое общение, его стили.
- Психологические особенности художественного творчества.
- Роль познавательных процессов в художественном творчестве педагога профессионального обучения.
- Активные методы в работе педагога профессионального обучения.
- Психологические процессы восприятия и творчества художественного произведения.
- Способности, их характеристика.
- Методы развития художественных способностей.
- Художественные способности.
- Роль творчества в деятельности дизайнера.
- Эмоции в художественном творчестве.
- Личность и ее структура.
- Социализация личности.
- Профессиональное развитие личности.
- Роль психологии в художественном творчестве.
- Психология профессионального образования.