Психологическая сущность обучения.
Обучение - целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
В связи обучения и развития ребенка выделяют: саморазвитие есть сложный процесс, в ходе которого происходят прогрессивные, интеллектуальные, личностные, поведенческие, изменения в самом человеке; развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
Основная цель обучения — развитие личности, его психического развитие.
Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.
Уровни развития: 1. Уровень актуального развития - характеризуется тем, какие задания ученик может самост-но выполнить. Данный уровень определяет: обученность, воспитанность и развитость ребенка; 2. Зона ближайшего развития - обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но справляется с небольшой помощью. Определяет: обучаемость, воспитуемость и развитость;
В экспериментальной системе развивающего обучения заложены следующие принципы: Принцип обучения на высоком уровне трудности - предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизация у изучаемых явлений. Содержание этого принципа м.б. соотнесено с проблемностью обучения. Принцип ведущей роли теоретических знаний - в кот-ом отработка понятий, отношений, связей внутри учеб-го предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Содержание этого принципа м.б. соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия. Принцип осознания школьниками собственного учения - направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа м.б. соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Принцип работы над развитием всех учащихся - д.б. учтены индивид, особенности, но обучение должно развивать всех. Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образоват-го процесса.
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей.
-
Содержание
- Проблема психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
- Возрастная периодизация и кризисы психического развития. Проблема возраста.
- Психология подростка.
- Психологическое развитие в юношеском возрасте.
- Психология взрослости.
- Структура деятельности.
- Педагогическая деятельность и ее структура.
- Структура учебной деятельности.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Мотивация учения и ее формирование.
- Психологическая сущность обучения.
- Характеристика педагогической деятельности.
- Психология личности учителя.
- Взаимоотношения в классном коллективе.
- Педагогическое общение, его стили.
- Психологические особенности художественного творчества.
- Роль познавательных процессов в художественном творчестве педагога профессионального обучения.
- Активные методы в работе педагога профессионального обучения.
- Психологические процессы восприятия и творчества художественного произведения.
- Способности, их характеристика.
- Методы развития художественных способностей.
- Художественные способности.
- Роль творчества в деятельности дизайнера.
- Эмоции в художественном творчестве.
- Личность и ее структура.
- Социализация личности.
- Профессиональное развитие личности.
- Роль психологии в художественном творчестве.
- Психология профессионального образования.