logo
Priroda_shpory

45. Занятия первично-ознакомительного и углубленно-познавательного типа. Методика проведения.

На протяжении дошк. периода значит. доля первоначальных экологических сведений о жизни природы и деят-ти человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящены ознакомлению детей с видами животных, растений, с условиями жизни и обитания, особенно тех, кот. представлены в окружении. Главным компонентом таких занятий становятся демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые представления. Темами таких занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса, севера или жарких стран, а также деят-ть человека. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде обитания, о приспособленности к ней и о сезонной жизни, и об особенностях поведения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу, нередко их компонентами становится чтение худ. лит-ры, просмотр диа- и кино-фильмов и рассказ воспитателя. Однако во всех вариантах занятия этого типа первостепенное значение имеет словесный метод. От его применения зависит успешность и качество восприятия новых объектов, представленных наглядностью, зависит понимание событий и связей объектов. Занятия первично-ознакомительного типа проводятся во всех возрастных группах: младших дошкольников, в основном, знакомят с домашними животными с использованием картин и беседы. При этом используются картины портретного типа с несложным сюжетом. По картинам задаются вопросы типа Кто? Что?, с помощью которых обозначают крупные объекты или создают образ, затем обращают внимание детей на события или действия животных (вопросы: что делает на рисунке котенок?). В этой возрастной группе речь воспитателя преобладает над речью детей. Педагог дает четкие определения названий предметов и действий. Эти слова он вводит в активный словарь детей. В этом возрасте слово воспитателя активно дополняется разными движениями и игровыми действиями (угости курочку зерном). Кроме этих движений – звукоподражание, подвижные игры, в кот. дети изображают животных. В средней группе воспитатель больше активизирует речь детей (какой, сколько, как), предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов и их связей. Вводятся загадки, стихи, пословицы, поговорки. В старшей группе можно рассматривать картины, далекие от их опыта, можно рассматривать несколько картин. Картины помогают сформировать представление об экосиситеме, её обитателях и приспособленности к жизни в этой экосистеме. Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание этих занятий направлено на показ и выявление детьми связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, о приспособленности животных к среде обитания, способом передвижения и защиты от врагов. Формирование представлений о зависимостях и закономерных явлениях в жизни растений и животных связано с использованием новых методов обучения: циклы наблюдений, элементарное экспериментирование, демонстрация моделей. Такие занятия повторяются каждый раз, когда необходимо закрепить, уточнить и расширить конкретные представления детей, кот. получены в повседневной жизни. Эти занятия имеют место во всех возрастных группах (начиная со второй младшей группы). Пример в младшей группе: во 2 мл. группе, на кот. воспитатель рассматривает уже знакомое растение будет углубленно-познавательным, если оно следует после цикла наблюдений, например, полива. Пример в старшей группе: это занятие можно провести после систематических наблюдений и ведения календаря в конце осени. Эти занятия должны завершать все виды опытнической работы (2 карася, например), после занятий по формированию зависимостей к природе. Эти занятия способствуют умственному воспитанию дошкольников, развитию логики, мышления.