Основные понятия
Автодидактика – совокупность или система освоенных методов и приемов учения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная.
Автоматизированная обучающая система – комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенный для индивидуализации обучения.
Авторитаризм – в образовании вид взаимодействия обучающегося и обучаемого, характеризующийся непререкаемостью и жестким навязыванием воли и взглядов первого, требованием принимать на веру содержание передаваемых знаний, социальных ценностей и норм поведения.
Авторитет преподавателя – признание учащимся значимости достоинств преподавателя и основанная на этом сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, умение связывать теорию с практикой, оптимизм, справедливость, гражданская позиция, общественные идеалы и положение в обществе.
Академизм – чисто теоретическая направленность в научной и учебной деятельности, оторванность от практики.
Академия – 1) философская школа, основанная Платоном в IV в. до н.э. близ Афин; 2) название разнообразных учреждений и обществ научного, учебного и художественного характера; 3) высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров. По окончанию аспирантуры предусматривается защита кандидатской диссертации.
Аттестация образовательного учреждения – процедура оценки его готовности к реализации определенных образовательных программ, а также оценка соответствия уровня подготовки выпускников требованию Государственного стандарта образования.
Бизнес-образование – вид профессиональной подготовки человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.
Брокерство – в образовании посредническая деятельность, связывающая производителя образовательных услуг и их потребителя посредством распространения информации и консультаций взрослого населения относительно характера имеющихся образовательных услуг, возможностей и путей их получения.
Вербализм – в обучении недостаток, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний. Затрудняет реализацию принципов наглядности, сознательности и активности, соединения теории с практикой, в результате чего знания учащихся оказываются неполноценными, формальными.
Взаимное обучение – метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует выравниванию общего уровня освоения учебного материала.
Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.
Воля – 1) сторона человеческой психики, проявляющаяся в сознательных, целенаправленных действиях; 2) способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям для ее осуществления.
Восприятие – процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего мира как совокупности предметов и событий.
Воспитание – 1) в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном или ином детском учреждении. Основные требования к воспитателю: высокие личные моральные качества, внимательное отношение к детям в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовывать воспитанников и помогать им в различных видах деятельности.
Воспитывающее обучение – 1) обучение, которое дает знания, умения и навыки и в то же время формирует определенное мировоззрение, мораль, характер и волю учащихся, развивает их познавательные способности и другие качества личности; 2) обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
Высшая школа – совокупность учебных заведений, готовящих специалистов высшей квалификации для различных отраслей хозяйства страны, культуры и государственного управления, в которую входят академии, университеты, институты, колледжи.
Высшее образование – 1) образование, содержание которого сориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квалифицированных педагогических и научных работников; 2) уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т.д.).
Высшее учебное заведение (ВУЗ) – образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Гимназия – среднее учебное заведение, дающее, в основном, гуманитарное образование и готовящее учащихся, главным образом, к поступлению в университет.
Гипотеза – знание, в основе которого лежит предположение.
Гносеология – теория познания, изучающая природу и возможности познания, условия его достоверности и истинности.
Государственные образовательные стандарты – основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; устанавливаются федеральным законом, разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в 10 лет; включают в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Гуманизация образования – социальная доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.
Гуманитаризация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых. Одно из важнейших практических направлений – пересмотр учебных программ по социально-экономическим дисциплинам с целью оказать существенную помощь учащимся в осмыслении истории и современности, мирового и отечественного культурного наследия. В перспективе восстановления культурных традиций в сфере образования необходимо выработать соответствующие принципы подбора и воспитания педагогических кадров, создать такие условия, чтобы педагогами становились только по призванию, а педагогическую профессию сделать одной из самых уважаемых и ответственных в обществе.
Дедукция – метод познания, построенный на выводе частных положений из общих.
Дидактика – теория обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, то есть взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение учащимися содержания образования.
Дискуссия – 1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
Докторантура – высшая ступень в системе подготовки научно-педагогических и научных кадров. По окончанию докторантуры предусматривается защита докторской диссертации.
Дополнительное образование – вид всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства посредством реализации дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг. Основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в пределах каждого уровня профессионального образования и в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
Задачи педагогические – задания, формулируемые преподавателем и направленные на формирование определенных позитивных свойств личности учащегося или группы учащихся. Подразделяются на собственно педагогические задачи и функционально-педагогические задачи.
Задачи познавательные – учебные задания, предполагающие поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.
Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.
Заочное обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Предполагает самостоятельное прохождение учащимися отдельных разделов учебных курсов в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами.
Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждым учеником и студентом.
Индукция – метод познания, построенный на выводе общих положений из частных.
Инновация – в педагогике нововведение, состоящее в изменении содержания и технологии обучения и воспитания с целью повышения их эффективности.
Институт – высшее учебное заведение, которое реализует программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и прикладные научные исследования.
Исследование – процесс выработки новых научных знаний. Исследовательский метод в обучении – привлечение учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности.
Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество образования – существенная характеристика образовательных услуг и образовательной подготовки выпускника учебного заведения.
Классическое образование – одно из основных направлений общего образования, содержанием которого является изучение античности, латинского и греческого языков, античной литературы и истории. Современная теория классического образования выдвигает в качестве основной цели развитие у учащихся способности к приобретению нового знания.
Колледж – высшее или среднее учебное заведение, научное учреждение в Великобритании, США и некоторых других странах. В качестве высшего учебного заведения может входить в состав университета. В начале 90-х годов XX века название колледж стало применяться для обозначения учебных заведений России, дающих, как правило, среднее профессиональное образование.
Коллоквиум – форма учебного занятия в высшей школе, организованная как собеседование преподавателя с обучающимися с целью безоценочного выяснения уровня их знаний.
Компьютеризация – процесс, применяемый в педагогике в двух смыслах: 1) внедрение компьютеров как средства обучения; 2) многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе. Основная цель компьютерного обучения – подготовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе, научить сбору, хранению, систематизации и обработке информации с использованием современных технологий и средств.
Конфессиональные школы – учебные заведения, содержащиеся религиозными организациями, ставящие целью распространение религиозного мировоззрения.
Лекция – ведущая форма обучения в вузе. Лекционный метод состоит в систематическом устном изложении преподавателем раздела учебного курса, в ходе которого студенты изучают важнейшие проблемы и вопросы преподаваемой дисциплины, ее основные факты и закономерности.
Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В педагогике всестороннее развитие личности имеет два значения: 1) подготовка к компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества; 2) гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида.
Материализм – философское направление, противоположное идеализму, утверждающее первичность материи, природы, бытия и рассматривающее сознание, дух, мышление, психическое как свойство материи.
Метод – 1) способ построения и обоснования системы философского знания; 2) совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Методы обучения в педагогике – способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при которых учащиеся усваивают знания, умения и навыки, у учащихся развиваются способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающего поколения к жизни.
Наглядность – в обучении дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
Новые информационные технологии (НИТ) – современные образовательные технологии, строящиеся на внедрении в обучение основ, методов, средств информатики.
Нравственность – способ нормативной регуляции поведения человека в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования нормативных качеств, навыков и привычек поведения.
Образование – результат процесса обучения, выражающийся в системе полученных знаний.
Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования определенных уровней и направлений. Подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.
Образовательные учреждения – основное звено системы непрерывного образования; учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ.
Обучение – процесс целенаправленной, организованной систематической передачи и усвоения опыта старших поколений подрастающим поколениям.
Объяснение – функция научного познания, раскрытия сущности изучаемого объекта. В педагогике – метод обучения заключающийся в истолковании закономерностей, фактов, явлений при изучении теоретического материала различных наук.
Определение – логический прием, позволяющий формулировать критерии отличия изучаемого объекта от других объектов, а также специфические способы его построения, употребления.
Опрос – составная часть устной проверки знаний. Имеет целью контроль, закрепление пройденного материала, подготовку к восприятию новых знаний, активизацию всего учебного процесса.
Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в суждениях преподавателя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
Парадигма – совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых.
Педагог – лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Педагогическая психология – отрасль педагогической науки, изучающая психическую деятельность учащегося и воспитуемого в учебном и воспитательном процессах.
Педология – течение в педагогике и психологии конца XIX – середины XX века, пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей.
Поведение – внешнее проявление деятельности человека, совокупность поступков.
Познание – процесс психического отражения действительности, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний.
Послевузовское профессиональное образование – вид повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательном учреждении высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Прагматизм – философское течение, считающее практическую полезность знания источником и главным критерием его истинности.
Преподавание – специальная деятельность преподавателя (учителя), направленная на сообщение учащимся системы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения.
Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер.
Просвещение – разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы и официально не зарегистрированную и не оформленную аудиторию.
Развитие – философское понятие, раскрывающее необратимый характер происходящих в мире изменений.
Самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств. Самовоспитание возникает тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки и ставить перед собой общественно значимые цели.
Самообразование – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении.
Семейное воспитание – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).
Семинар учебный – 1) форма организации учебного процесса в высшей школе, состоящая в самостоятельном изучении студентами (по заданию преподавателя) отдельных вопросов и тем лекционного курса с последующим оформлением материала в виде реферата, доклада или выступления; 2) небольшой учебный курс или конференция специалистов, посвященная какому-то одному вопросу или проблеме.
Собеседование – специально организованная беседа на определенную тему с целью выявления предрасположенности и подготовленности лица к определенному виду деятельности.
Содержание – совокупность взаимодействий различных сторон и свойств предмета, его функций.
Социальные цели – в педагогике ориентиры образовательной деятельности, определяющие ее содержание: всесторонняя подготовка человека к жизни в обществе, к сознательному компетентному участию в различных видах деятельности, присущих человеку как общественному существу.
Способности – индивидуальные особенности личности, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности.
Такт – чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; в педагогике – чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся.
Теория – обоснованная и доказанная гипотеза.
Тест – в педагогике стандартизированное задание, по которому проводится проверка степени усвоения учащимися учебного материала.
Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств обучения, а также техническое оснащение этого процесса.
Университет – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников. Является ведущим научным и методическим центром.
Урок – форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (классом), по твердому расписанию.
Успеваемость – степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности.
Установка на образование – устойчивая ориентация на освоение новых знаний и умений, на достижение более глубокого понимания жизни, выражающая субъективную предрасположенность к продолжению образования.
Учебная группа – определенное число лиц с примерно одинаковым уровнем подготовки, изучающих одно и то же, в одно и то же время, под руководством одних и тех же преподавателей на протяжении одинакового для всех периода.
Учебная деятельность – один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности; заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике.
Учебный предмет – дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающих основное содержание той или иной науки.
Факт – синоним понятий истина, событие, результат. Инвариантность факта – некоторая независимость его от системы, в которую он включен.
Фактор педагогический – любое педагогическое явления, ставшее движущей силой другого явления.
Факультативный курс – учебный предмет, изучаемый учащимися высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения общекультурного и теоретического кругозора или получения дополнительной специальности.
Форма – относительно устойчивая внутренняя структура предмета, проявляющаяся в его внешней организации, облике.
Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.
Формализм – предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. В педагогике формализм проявляется в безукоснительном следовании инструктивным документам, учебным программам и планам в тех случаях, когда реальная ситуация требует гибкого, творческого подхода.
Функционализм – методологический принцип анализа общественных явлений, основывающийся на вычленении исследуемого объекта (в педагогике – педагогического процесса) в качестве целого, разложении его на составные части и выявлении функциональных зависимостей как между этими составными частями, так и между составными частями и целым. Например, изменение интересов учащихся может быть функцией уровня их образованности, а изменения в структуре их досуга – функцией развития СМИ.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие.
Ценность – термин, используемый для обозначения явлений как материального, так и духовного характера, обладающих положительной значимостью, то есть способных удовлетворять те или иные потребности, служить определенным интересам и целям.
Эвристика – организация процесса эффективного творческого мышления.
Эгоцентризм – отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я», крайняя форма эгоизма.
Эклектика – механическое соединение разнородных взглядов, идей, принципов, теорий.
- I. Педагогика как наука Предмет и объект педагогики.
- Задачи и функции педагогики.
- Методы педагогики.
- Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- Педагогика как система.
- Общекультурное значение педагогики.
- II. Происхождение и развитие педагогики
- Педагогика Средневековья и Возрождения.
- Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- Современная зарубежная педагогика.
- Развитие педагогики в России.
- III. Образование человека Образование как социокультурный феномен.
- Современное мировое образовательное пространство.
- IV. Педагогический процесс Дидактика и функции обучения.
- Организация учебной деятельности.
- V. Воспитание человека Человек как объект воспитания.
- Цели воспитания и самовоспитания.
- Воспитательное воздействие.
- Виды воспитания.
- Стили воспитания.
- Модели воспитания.
- Основные понятия