logo
психология и педагогика 2ч

Современное мировое образовательное пространство.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

С конца XX века для мирового образовательного пространства характерны следующие важные тенденции:

Вместе с тем в мировом образовании набирают силу следующие процессы: стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования для всего населения страны и преемственность его ступеней и уровней; предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности); повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

К настоящему времени в мире сложились различные образовательные модели. Среди них:

Существуют и другие оригинальные модели, в частности, китайская и японская. Происходит синтез ряда моделей.

В целом поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Но всегда эффективность определенной модели образования подтверждается практикой.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Что такое образование?

  2. Какие аспекты включает в себя понятие «образование»?

  3. Чем определяется содержание образования?

  4. Как Вы поняли следующую мысль: культура выступает предпосылкой и результатом образования человека?

  5. Каковы направления развития современного образования?

  6. Что из себя представляет образовательная система России?

  7. Каковы требования к содержанию высшего образования в России?

  8. В чем суть концепции непрерывного образования?

  9. Что из себя представляет современное мировое образовательное пространство?

  10. Какие мировые образовательные модели вам известны?

Задания. Тесты.

Ответы.

  1. Современное образование характери-зуется следующими свойствами:

а) гуманизация;

б) гуманитаризация;

в) стандартизация;

г) конфессионализм;

д) информатизация;

е) возврат к традициям.

2. Понятие «индивидуализация» означает:

а) учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся;

б) внедрение специальных программ, индивидуально разработанных педагогом;

в) усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучающегося к современной жизнедеятельности;

г) процесс постоянного образования – самообразования человека в течение всей его жизни;

д) ориентацию образовательной системы на развитие и становление взаимоуважения учащихся и педагогов.

3. В соответствии с Госстандартом студент должен изучать:

а) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

б) филологические дисциплины;

в) математические и естественнонаучные дисциплины;

г) медицину, химию, молекулярную биологию;

д) общепрофессиональные дисциплины;

е) специальные дисциплины.

4. Говоря об образовании, можно выделить следующие уровни:

а) дошкольный уровень;

б) начальный уровень;

в) средний уровень;

г) специальный уровень;

д) неполный высший уровень;

е) высший уровень.

5. Содержание образования должно быть ориентированно на следующие принципы:

а) самоопределение личности;

б) самореализацию личности;

в) развитие гражданского общества;

г) укрепление статуса общественных организаций;

д) совершенствование правового государства;

е) сохранение национальных обычаев и традиций.