Задачи и функции педагогики.
Следует различать научные и практические задачи педагогики.
Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи школы, вуза – осуществлять воспитание, образование школьников и студентов.
Приоритетной задачей педагогической науки является вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
В состав постоянных задач педагогической науки входит задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная воспитательно-образовательная работа является творческой, поэтому любой педагог-практик накапливает рациональные средства эффективного воздействия на учащихся. Многие педагоги создают оригинальные педагогические технологии. Тем не менее, любые образцы творчества педагогов-практиков не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации.
Роль педагогики как науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность педагогических находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора и неповторимо, а что может превратиться во всеобщее достояние.
В последнее время в педагогической науке появилось такое понятие, как педагогическая инноватика (от латинского «инновация», что в переводе означает нововведение, новшество). Таким образом, в числе задач педагогики важное место занимает разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
К постоянным задачам педагогической науки относится прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, усовершенствованием собственно педагогической деятельности.
Одной из существенных задач педагогической науки является внедрение результатов исследований в практику.
Таким образом, главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.
Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать кратчайшие пути внедрения появляющихся научных разработок, прогнозировать образовательные структуры будущего.
Богаче и разнообразнее те задачи, которые возникают оперативно, под влиянием потребностей практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению, но требуют быстрого нахождения решения. Примерами таких задач могут быть создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление факторов выбора молодежью профессий, анализ природы типовых конфликтов в отношениях преподаватель–ученик и ряд других.
Исходя из вышеизложенных задач, педагогика как наука выполняет следующие функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).
- I. Педагогика как наука Предмет и объект педагогики.
- Задачи и функции педагогики.
- Методы педагогики.
- Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- Педагогика как система.
- Общекультурное значение педагогики.
- II. Происхождение и развитие педагогики
- Педагогика Средневековья и Возрождения.
- Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- Современная зарубежная педагогика.
- Развитие педагогики в России.
- III. Образование человека Образование как социокультурный феномен.
- Современное мировое образовательное пространство.
- IV. Педагогический процесс Дидактика и функции обучения.
- Организация учебной деятельности.
- V. Воспитание человека Человек как объект воспитания.
- Цели воспитания и самовоспитания.
- Воспитательное воздействие.
- Виды воспитания.
- Стили воспитания.
- Модели воспитания.
- Основные понятия