Развитие педагогики в России.
Характер воспитания и образования в России, начиная со времен Киевской Руси (X – XIII вв.), находился под сильным влиянием византийской традиции, чему способствовало принятие в конце X века Русью христианства византийского образца. Элементы византийской культуры и образования перешли в культуру и образование Киевской Руси. Главным средоточием «книжности», образованности были монастыри. Первое поколение «книжно» образованных людей на Руси получило образование именно в монастырских школах, приобщаясь к византийской, античной, библейской мудрости.
Киевские князья поощряли открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Суздале, Чернигове, Полоцке. Будучи образованными и литературно одаренными людьми, князья и церковные деятели в своих произведениях высказали немало интересных и полезных педагогических идей. Об этом свидетельствуют такие памятники древнерусской литературы, как «Поучение Владимира Мономаха детям», «Изборник Святослава», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Согласно историческим источникам, в школах Киевской Руси обучались не только мальчики, но и девочки, а по уровню образованности население Киевской Руси превосходило население Западной Европы. Воспитание русского человека проходило прежде всего в семье и при общении с наставником (эту роль, как правило, выполняли приходские священники, монахи-книжники).
В эпоху Средневековья на Руси (XIV – XVII вв.) педагогическая мысль продолжала развиваться стараниями таких выдающихся деятелей русской культуры, как Иван Федоров, Сильвестр Медведев, Корион Истомин.
Особо следует отметить педагогическую деятельность Симеона Полоцкого. Он был воспитателем царских детей, под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в Москве в 1687 году. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории врожденных идей, которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. С. Полоцкий был знаком с зарубежными прогрессивными педагогическими идеями, в частности, с трудами Я.А. Коменского.
Реформы Петра I во всех сферах жизни русского общества способствовали выходу русской педагогики на качественно новый уровень. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов. Он создал целый ряд учебников, по которым занимались многие поколения русских людей («Риторику», «Российскую грамматику»).
Заметный след в российской педагогике оставил выдающийся русский просветитель XVIII – начала XIX вв. Н.И. Новиков. Он первым стал издавать в России журнал для детей "Детское чтение для сердца и ума". Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность, сострадание к людям. В своей статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний для всеобщего благополучия» он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.
С XVIII века в России начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. В 1840 году в Петербурге, в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.
Одним из выдающихся русских педагогов XIX века является К.Д. Ушинский. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признание творческой силы трудового народа и его прав на образование. В своем главном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли и мышления, а также обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Цель воспитания по Ушинскому – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитаризм, строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности.
Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания. Он по праву считается основоположником научной педагогики в России.
Педагогические принципы Ушинского:
Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.
Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.
Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мысли – естественен и основывается на явных психологических законах человеческой природы.
Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для крестьянских детей и осуществлял там на практике свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению в жизнь теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».
В послереволюционной России строительство системы образования шло в течение почти десятилетия. Все учебные заведения страны были переданы Народному комиссариату просвещения. В 1920 году им был опубликован учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами дореволюционной России:
разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;
большое количество учебных часов на язык и литературу, математику или естественные науки;
значительное количество часов на физическое воспитание.
В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ. Весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. В школе было две ступени (начальная и средняя), которые в разные годы имели различную продолжительность.
В 30-е годы были четко определены требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Основной формой организации учебной работы становился урок. Школа ориентировалась на образование информационного типа. Был сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило идеологизацию воспитательной и учебной работы.
Педагогическая теория в эти годы имела ряд характерных особенностей. Основная педагогическая идея того времени – идея трудовой школы, основанная на принципе политехничности и индустриализации. Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренковсю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Он смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового, социалистического общества. Макаренко создал теорию воспитательного коллектива, в котором формируются присущие данному объединению людей нормы, стиль, отношения. Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет статус ребенка, превращая его во «взрослого гражданина».
Большое внимание в своих работах Макаренко уделял вопросам семейного воспитания, придерживаясь принципа, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. В «Книге для родителей» он доказывает, что семья – это первичный коллектив, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей и их поступки, отношение к труду, отношения между собой – все это влияет на ребенка, формирует его личность.
Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. Свою деятельность он связывал с воспитательной практикой, которую осуществлял в колонии для малолетних правонарушителей (впоследствии трудовая коммуна). Его опыт описан в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».
Большое влияние на развитие советской педагогики 20-30-х годов оказали идеи П.П. Блонского, которого часто называют «советским Песталоцци». Основополагающие педагогические идеи Блонского сводятся к следующему: обучение и воспитание осуществляется на основе знаний закономерностей развития ребенка; необходимо уважать личность ребенка, его потребности и интересы; разностороннее развитие личности ребенка должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Блонский попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» он дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения. П.П. Блонский – автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.
Таким образом, в 20-30-е годы в СССР образование вышло на качественно новый уровень: школа стала бесплатной, общедоступной, а общее среднее образование – обязательным. Образование строилось на идеях формирования всесторонне развитой личности, сознательности, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя, преподавателя.
В послевоенный период следует отметить деятельность крупнейшего педагога XX столетия В.А. Сухомлинского. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения педагога к своему делу. Большое внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех в работе педагога, воспитателя, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.
Школа советского времени имела немало достоинств, признаваемых в мире, но ее чрезмерная идеологизация, жесткий партийный диктат, запреты на серьезные новации и необходимую самостоятельность породили к началу 70-х годов XX века признаки отставания от темпов научно-технического, социального и педагогического процесса в развитых странах. Выход из этой ситуации педагоги искали в разных направлениях.
В конце 70-х – начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни в СССР вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя – творчество ученика» - таков был их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе, любовь к детям, уважение к личности ребенка – вот те качества, которые, по мнению педагогов-новаторов, должны отличать настоящего учителя.
В начале 80-х годов издательство «Педагогика» стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте таких известных педагогов, как В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш.А. Амоношвили. Педагогика сотрудничества, которую развивали педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.
В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного мира, отрыв обучения от жизни. Идеи, предложенные педагогами-новаторами, до настоящего времени приносят практическую пользу в учебном процессе.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
а) Протагор; б) Демокрит; в) Сократ; г) Платон; в) Диоген; д) Аристотель; е) Эпикур.
а) нравственное воспитание; б) трудовое воспитание; в) физическое воспитание; г) религиозное воспитание; д) военное воспитание.
а) воспитать физически сильного, дисциплинированного воина; б) создать личность, беспрекословно повинующуюся власти; в) сформировать достойного гражданина, выполняющего обязанности перед обществом; г) привить уважение к физическому труду. 4. Какие из нижеперечисленных черт были присущи средневековой педагогике: а) всестороннее развитие личности; б) схоластика и механическая зубрежка; в) физическое воспитание; г) телесные наказания; д) церковная догматика. 5. Ведущим направлением и содержанием классического образования в эпоху Возрожде-ния стало изучение: а) греческого и латинского языков; б) трудов христианских ученых-богословов; в) античной литературы; г) естественнонаучных дисциплин; д) античного искусства. 6. Сторонниками теории «свободного воспитания» ребенка были: а) И. Гербарт; б) Я.А. Коменский; в) Ж.Ж. Руссо; г) Г. Песталоцци; д) Дж. Локк; е) А. Дистерверг.
а) в Xвеке после принятия Русью христианства; б) в XVIIвеке после открытия Славяно-греко-латинской академии; в) в XVIIIвеке после открытия в Москве педагогической (учительской) семинарии; г) в XVIII-XIXвеках в результате просветительской деятельности Н.И. Новикова; д) в XIXвеке во время внедрения педагогической системы К.Д. Ушинского. 8. К педагогическим принципам К.Д. Ушинского можно отнести: а) формирование активной и творческой личности; б) подготовку человека к физическому и умственному труду; в) идею необходимости наставничества и руководящей роли духовенства в школе; г) воспитание чувства патриотизма.
а) А.С. Макаренко; б) А.В. Луначарского; в) П.П. Блонского; г) В.А. Сухомлинского. |
|
- I. Педагогика как наука Предмет и объект педагогики.
- Задачи и функции педагогики.
- Методы педагогики.
- Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- Педагогика как система.
- Общекультурное значение педагогики.
- II. Происхождение и развитие педагогики
- Педагогика Средневековья и Возрождения.
- Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- Современная зарубежная педагогика.
- Развитие педагогики в России.
- III. Образование человека Образование как социокультурный феномен.
- Современное мировое образовательное пространство.
- IV. Педагогический процесс Дидактика и функции обучения.
- Организация учебной деятельности.
- V. Воспитание человека Человек как объект воспитания.
- Цели воспитания и самовоспитания.
- Воспитательное воздействие.
- Виды воспитания.
- Стили воспитания.
- Модели воспитания.
- Основные понятия