logo
КУЛЬТУРА в программу

10.1. Особенности современной детской субкультуры

Современная система обучения и воспитания выделила детей из мира взрослых. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей».

Во второй половине XX в. мощным толчком для изучения детской субкультуры в разных странах мира стала книга англий­ских ученых А. и П. Опи «Фольклор и язык школьников». Они окрыли в современном мире особое племя детей - многочислен­ное, обладающее древней традицией, развитой самобытной куль­турой, о существовании которой никто не подозревал. Большин­ство людей, став взрослыми, на удивление быстро забывают «страну детства», не помнят ее законов и традиций, не осознают то­го культурного наследия, которые получают ее маленькие граждане. Детская субкультура как явление существует в возрастном диапазоне между 3-4 годами (когда у детей появляется самостоя­тельная социальная жизнь среди сверстников) и 12-13 годами. Далее, детская субкультура заменяется подростковой, имеющей много общих черт с первой.

Одна из важнейших функций детской субкультуры состоит в регуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых. Детская субкультура самоопределяется в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети пы­таются удовлетворить в общении со сверстниками.

Детская субкультура, как социокультурная система характе­ризуется следующими особенностями.

  1. Она является частью, или подсистемой культуры того обще­ства, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка «суб» в термине, указывающая на подчиненность).

  2. Детская субкультура характеризуется устойчивостью (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде на протяжении столетий, несмотря на то, что смена детских поколений происходит каждые 5 лет), обладает своеобразны­ми «цензурными» фильтрами, не позволяющими расшаты­вать ее устои.

  3. Субкультуры детей разных стран обладают своими особенно­стями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследо­вателей сходство. Причиной сходства является общность природы детской психики, потребностей детей, их возрас­тных и социально-психологических проблем.

Детская субкультура является продуктом социального взаи­модействия и коллективного творчества детей в свободном общении, познавательной деятельности в неформальных группах Детской субкультуре свойственны такие феномены как дет­ский фольклор, шалости, страшные истории, рукописные расска­зы о любви, детская магия, испытания храбрости и пр. Достиже­ния детской субкультуры закрепляются через детские традиции и детский фольклор - результат коллективного творчества мно­гих поколений детей. Фактически этот фольклор является язы­ком детской субкультуры, которая преимущественно бесписьмен­на. Тесная связь детского фольклора с психическим развитием ребенка и процессами его социализации позволяет выявить эво­люцию мифологических представлений детей. На мифологиче­ской картине мире основаны такие жанры современного детского фольклора, как страшные истории. Они сформировались во вто­рой половине XX в. и являются результатом коллективного поис­ка ответов детей на вопросы, которые разрешить индивидуальное сознание ребенка не в состоянии: смерть и посмертное существо­вание человека, потусторонний мир и способы общения с ним.

В.В. Абраменкова отмечает, что в больших российских горо­дах у современных детей не оказалось дворов, а в сельской мест­ности - игровых околиц. У детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось занять чердаки и подвалы. Прагматики-взрослые активно борются с влиянием сверстников на ребенка, стараясь свести на нет «бесцельные» прогулки и игры детей во дворе, их «пустую болтовню» и «уличные» считалки, песенки, дразнилки, анекдоты. Свободное игровое общение детей такие взрослые стре­мятся заменить полезными, с их точки зрения, занятиями с педа­гогами и воспитателями, которые должны увеличить количество знаний и умений у ребенка.

В настоящее время дегуманизации подверглись две важней­шие составляющие детской субкультуры - экранное пространство как генерированный «совокупный» взрослый (у телевизора дети проводят до 40% свободного времени) и детская инфрасгруктра -детские журналы, газеты, книги, игры, игрушки, устный фольклор. Экранная среда, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов, клипов и самих телеообразов, конструиру ет «новую» мораль. Детские психологи отмечают в современном детском сознании наличие таких кризисных явлений как сексу! лизация, меркантилизация, демонизация и вестернизация.

Обобщив огромный эмпирический материал, В.В. Абраменконп построила пространственно-временную модель детской субкуль­туры (рис. 1).

Рис. 1. Пространство отношений ребенка в мире

Вся совокупность взаимоотношений ребенка с родителями, друзьями, родными, ровесниками, социальными институтами и обществом в целом составила многомерное пространство.

Пространство детских отношений пересекают несколько гиперплоскостей:

  1. горизонтальная плоскость - это отношения с равными себе людьми, прежде всего с ровесниками;

наклонная плоскость выражает отношения ребенка с превос­ходящими (по возрасту и социальному статусу) людьми, главным образом, взрослыми;

  1. вертикальная плоскость выводит ребенка из мира людей и переносит в духовное измерение. В этой плоскости сосредо­точены моральные представления о добре и зле, религиозные - о смысле жизни, эстетические - о красоте и творчестве (ребенок-Творец);

  2. панорамная плоскость представлена историко-культурными знаниями и представлениями (сформированной картиной мира) и окружающей средой;

экранная плоскость - представлена в детской картине мира информационной средой, теле-, видео-, компьютерным экраном.

Темы для докладов, рефератов и курсовых работ

  1. Психолого-педагогическая антропология в системе человеко­ведения.

  2. История становления российской психолого-педагогической антропологии.

  3. Антропологический бум. Авангардные направления в антро­пологии.

  4. Экзистенциальная антропология.

  5. Теории происхождения человека.

  6. Современные палеонтропические находки.

  7. Достижения современной генетики и биологии в эволюцион­ной антропологии. Карликовый шимпанзе - «модельный» предок человечества?

  8. Эволюционная судьба человека. Возможны ли кардинальные изменения в биологической природе вида «Хомо сапиенс»?

  9. Специфические человеческие феномены.

  1. Современная прикладная антропология.

  2. Продолжительность детства на протяжении истории челове­чества.

  3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

  4. Биография, творческое наследие Я. Корчака.

  5. Значение творческого наследия К.Д. Ушинского.

  6. Общечеловеческие ценности. Биография, творческое насле­дие А. Швейцера - «авантюриста от милосердия».

  7. Гуманистичность природы человека.

  8. Государственная политика защиты детей в истории России с древнейших времен до нашего времени.

  9. Творчество и креативность.

  10. Понимание духовности в раннем христианстве.

  11. Дети-«индиго». Мифы и реальность.

  12. Одаренность и гениальность.

  13. Мифы в современной культуре.

Особенности современной детской субкультуры. 24. Жанры детского словесного твор'кгтни дниП i \\т

тории, садистские стишки, детская матч.

  1. Восприятие времени.

  2. От Маленького Принца к Гарри Поттеру. ЛюЙИМЫ! PJW

герои как отражение мировоззренческих изменений I и

к эпохе.

  1. Творческо-инновационный характер Интернета в кулмуриом развитии ребенка.

  2. Кризисные явления в современном детском сознании (сексуализация, меркантилизация, демонизация и вестсрли-зация).

  3. Развитие духовного мира детей и подростков методами ис­кусства.

Создание пространства творчества в работе педагога-психологаВопросы к зачету

  1. Этапы развития психолого-педагогической антропологии.

  2. Цель, задачи, предмет дисциплины.

  3. Основные подходы к пониманию педагогической антропологии.

  4. Методологические основы изучения человека. Антропологиче­ский путь познания.

  5. Основные понятия эволюционной антропологии (эволюция, фи­логенез, анропогенез, социогенез, антропосоциогенез, онтогенез).

  6. Структура современной антропологии.

  7. Эволюционная судьба человека.

  8. Концептуальные идеи психолого-педагогической антропологии.

  9. Основные антропологические аспекты рассмотрения феномена детства.

  1. Новые принципы отношений между миром детства и миром взрослых.

  2. Значение творческого наследия К.Д. Ушинского в психолого-педагогической антропологии.

  3. Значение творческого наследия Л.С. Выготского в психолого-педагогической антропологии.

  4. Психологические закономерности, присущие только человеку.

  5. Современное понимание природы человека в философской антро­пологии.

  6. Гуманистическое понимание природы человека.

  7. Значение детства в онтогенезе.

  8. Кризисные явления в современном детском сознании (сексуадизация, меркантилизация, демонизация и вестерниза-ция).

  9. Развитие человека, развитие личности. Виды развития.

  10. Соотношение биологического и социального в развитии.

  11. Жизненный путь человека.

  12. Психологическое время личности.

  13. Возраст человека как антропологическая категория.

  14. Креативность. Основные подходы в понимании креативности.

  15. Понятие «духовность» в современном человекознании.

Создание пространства творчества в работе педагога-психолога.