logo
КУЛЬТУРА в программу

Человек и культура

Культура - внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облег чающий жизнь человека в мире.

Субкультура - совокупность культурных ценностей какой либо этнической или социальной группы, существующих незави­симо от культуры общества в целом.

Инкультурация - усвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в кото­рых ассимилированы духовные и материальные продукты дея­тельности человека в различных эпохах.

Понятие «культура» появилось впервые в Древнем Риме, где под этим словом (cultura) понимали возделывание земли. В XVIII в. для европейцев это понятие приобрело духовный, а точнее сказать, аристократический смысл. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культур­ным называли человека начитанного и утонченного в манерах и поведении. До сих пор слово «культура» у нас ассоциируется с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром, хорошим воспитанием. Но антропологи XX в. придали слову дру­гое значение. Оно стало обозначать систему норм и ценностей, выраженную через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочива­ется жизненный опыт, регулируется поведение и взаимодействие людей. В настоящее время количество определений культуры в различных научных отраслях уже не поддается учету.

В вопросе о функциональном назначении культуры в боль­шинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения, согласно которой функции культуры сводятся к следующим: • нормативная - формирование соответствующих средств

на рассмотрение культуры как сущности человека, как сферы пре­дельного. Культура здесь является самоценной, а человек по отно­шению к ней выступает абсолютной функцией нормы. Существует определенная антропологическая парадигма: «Культура овладева­ет человеком». Такая схема отношений в системе «человек-культура» предполагает появление программирующей позиции, способной для себя задавать среды различной природы, в которых возможно проектирование способов (траекторий) познания куль­туры как реализации идеи собственного пути. Самоосуществление человека в его деятельности - это образование личности в мире культуры, создаваемой людьми в совместных действиях и взаим­ных коммуникациях.

Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев рассматри­вают развитие индивида через присвоение материальной и духов­ной культуры, созданной человечеством. Человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала.

Н.А. Бердяев пишет: «Я переживаю не только трагический конфликт личности и истории, я переживаю историю также как мою личную судьбу, я беру внутрь себя весь мир, все человечество, всю культуру». Х.Л. Борхес был убежден, что в самой заурядной, затерянной во времени судьбе воплощается вся полнота истории и человече­ской культуры.

В современной науке разграничивают процесс усвоения со­циального опыта индивидом и процесс усвоения культурного опыта. Многие исследователи считают, что одновременно с социа­лизацией протекает еще один процесс - инкультурация. Впервые понятие инкультурации введено М. Херсковцем. В процессе ин-культурации можно выделить две стадии - первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

Первичная (детская) стадия начинается в раннем детстве с освоения ребенком общественно-распространенных, необходи­мых элементов своей культуры. Во всех культурах существуют специальные формы и методы воспитания, которые обеспечивают передачу детям нужного объема знаний и навыков, необходимых для их повседневной жизни. Наиболее известным примером такой первичной формы инкультурации является игра. В зависи­мости от характера осваиваемых навыков различают следующие игры:

  1. физические игры, в которых развивается и тренируется фи­зическая активность;

  2. стратегические игры, тренирующие и развивающие способ­ность прогнозировать возможные результаты любой деятель­ности и оценивать вероятность достижения этих результатов;

  3. стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к представлению о риске и к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами;

А. ролевые игры, в которых ребенок осваивает те функции,

которые ему придется выполнять в будущем.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку ее основным содержанием является воспроизведение уже имеющихся образцов. На вторичной стадии взрослый четник симпп1!

творчески и избирательно осваивает социокультурной чЩЦ 11

отдельные фрагменты культуры - идеи, открытии, ияибри

Эта стадия дает возможность носителям культуры экспериМвИ IИ ровать в культуре, вносить в нее изменения разного магии.им Гармоничное и последовательное развитие обеих стадий инками, турации завершается формированием менталитета личности.

Менталитет - совокупность установок и предрасположенностей индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир опреде­ленным образом.

В ходе развития ребенка и его социализации осуществляется сложное взаимодействие индивидуальных и культурных процес­сов. У. Бронфенбреннер предложил экологическую модель разви­тия ребенка. Экологическая среда развития ребенка состоит из 4 систем, между которыми существуют гибкие прямые и обрат­ные связи:

  1. микросистема или первый уровень имеет отношение к заня­тиям, ролям., отражает взаимодействие ребенка с его ближай­шим окружением (семья, детский сад, школа);

  2. мезосистема или второй уровень образуется взаимосвязями двух или более микросистем. На развитие ребенка оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой, школой и группой сверстников;

  3. экзосистема имеет отношение к уровням социальной среды, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта ребенка, влияют на него (место работы родителей, друзья родителей);

макросистема - внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, включает законы культуры, жизненные ценности, традиции, общества, в котором живет ребенок Поисками механизмов влияния культуры и общества на ход развития психики ребенка занимался Л.С. Выготский (1896-1934). Он считал, что культурное развитие ребенка или «процесс врас­тания ребенка в культуру» представляет особый вид развития, имеющий свои закономерности, свои внутренние рамки и стадии. Культурное развитие представляет собой особый тип развития, отличный от биологического и интеллектуального. Полноценное развитие психики ребенка обеспечивается через освоение общест­венно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания. В этом состоит специфический человеческий путь. Две важней­шие стороны культурного развития по своему содержанию пред­ставляют развитие личности ребенка и его мировоззрения. Выдающийся отечественный психолог ставит знак равенства ме­жду личностью ребенка и его культурным развитием. Личность не врождена, это понятие социальное, историческое, она охваты­вает надприродное, историческое в человеке. Автор не понимает под мировоззрением логически оформленную и осознанную сис­тему взглядов на мир. Для него мировоззрение - это то, что харак­теризует поведение ребенка в целом, это культурное отношение ребенка к внешнему миру. По мысли Выготского, мир идеальных (высших форм), мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы или образы. Идеальные, культурные образы об­наруживаются, сравниваются с собственными действиями ребен­ка, это сравнение и есть источник развития.

Для А. Гелена (1904-1976) человек - культурно обусловлен­ное существо. Он создает культуру - «вторую природу» для ком­пенсации биологической «недостаточности». Культура освобож­дает человека от необходимости каждый раз принимать решения в типических и уникальных ситуациях, так как задает готовые определенные модели поведения. Культура выступает как инте­гральный механизм поддержания и стабильности общества. А человек выступает и как творец общественных структур, культуры, и как продукт, детерминируемый обществом, культурой и подчиненный их воздействию.

М. Ландман полагает, что человек в своих действиях, нравах и нормах поведения зависим от собственного самоистолкования и самопонимания. Нормы поведения не обезличены, они стано­вятся интериорйзированными нормами, внутренними ориентира­ми человеческой субъективности. Поведение человека мотивиро­вано теми смыслами, которые он придает тем или иным актам. Образ собственного Я человека неразрывно связан с мировоззре­нием, с той картиной мира, которая формируется в культуре.

Человеку свойственно смотреть на других людей сквозь призму собственных убеждений, представлений, стереотипов соб­ственной культуры. Однако это односторонний подход. Он дол­жен быть дополнен противоположным процессом - попыткой увидеть себя глазами других. Это возможно в том случае, когда человек понимает уникальность образа жизни других, глубинное различие духовныхЪснов своей и чужой культуры.