logo
КУЛЬТУРА в программу

Истоки понятия "образования"

Образование традиционно определяется как создание человека по определенному образу и подобию. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия "образование", как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием "образ", "образ Божий".      В последнем случае считается, что само слово "образ" наполнено религиозным смыслом, что образ есть иконописное изображение лика Божьего и что, следовательно, образование и есть способ приближения, дорастания человека - творения Божия - до Бога. Человек был создан по подобию Божию, и понимание, постижение, следование этому образу трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Так, К.Д. Ушинский полагал, что основным методом должен быть "сократический" - метод постановки вопросов, позволяющих ученику самому найти ответ в процессе рассуждения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Распространенный в Европе, Великобритании, США термин "education", (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы "образ", но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой. (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Эта же мысль отмечалась еще в конце XVIII века И.И.Бецким. Соответственно, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, то есть построением образа "Я" по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: