logo
КУЛЬТУРА в программу

Общие основания современных направлений образования

Как уже понятно из вышеизложенного, образование и такие составляющие его смысловые единицы, как воспитание, обучение, развитие, представляют собой сложный феномен, объяснить который пытались многие философы, педагоги, психологи. В целом философские концепции обучения были рассмотрены в предыдущем разделе при описании исторического развития идеала педагогики. В этом разделе мы остановимся более подробно на психолого-педагогических теориях обучения, а именно:

Образовательный процесс, начиная со второй половины XVIII века, становится объектом теоретического, не только педагогического, но и психологического осмысления. Напомним, что до конца позапрошлого столетия господствовала ассоциативная теория, в начале XX века сразу две теории - бихевиоризм и гештальтпсихология - сформулировали основные положения обучения. И только во второй половине XX столетия возникли самостоятельные теории или, точнее, направления обучения. С начала столетия на основе этих психологических теорий формировались определенные направления и теории обучения.      Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований.      1. По основанию непосредственности (опосредованного) взаимодействия обучающего и обучающегося могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения. К первой форме относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй - создаваемое в настоящее время обучение "на расстоянии", дистанционное обучение при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств.      2. По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта. При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, очень важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения:

3. По основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на:

4. По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены:

5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено знаково-контекстное, или контекстное, обучение (А.А.Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа.      6. По основанию способа организации обучения выделяются обучение, включающее активные формы и методы, и традиционное (информационное, сообщающее) обучение.