logo
Методика преподавания общетехнических и специал

Первый раздел. Педагогическая практика и педагогическая инженерия Основные методические категории

  1. Понятие методики обучения, методики учебной дисциплины, метода обучения, методической деятельности.

  2. Состав и структура методических знаний инженерно педагогической квалификации.

  3. Задачи методической работы инженера педагога. Содержание методики обучения.

Методика обучения характеризуется предметом, задачей, структурой и бывает общая и частная. Методика обучения – это отрасль педагогической науки, частное теории обучения.

Методика – это совокупность подходов, способов, приемов, средств, целесообразного проведения какой-либо работы.

Методика без метода не существует. Метод есть совокупность приемов обучающей деятельности. Метод обучения можно назвать моделью поведения.

Метод обучения требует проведения методической работы. Методическая работа – это основанная на достижениях науки и педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога и профессионального мастерства. Методическая работа педагогом проводится до образовательной деятельности. Результатом методической работы является метод обучения. Он является способом учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе. Развитие используемых методов обучения имеет древнюю историю. Экономические эпохи различаются не только тем что производится, сколько тем как и какими средствами производится. Если с этих позиций рассматривать педагогические эпохи, можно выделить 5 эпох (этапов):

  1. Эпоха индивидуального педагога. До появления дидактики.

  2. Эпоха учебной книги. До 18 века.

  3. Аудио-визуальных средств.

  4. Эпоха простых средств автоматизации.

  5. Эпоха адаптивных средств автоматизации управления учебным процессом.

  1. Уровень приема.

  2. Уровень методик.

  3. Уровень частно-дидактических методик.

  4. Уровень общедидактических методик.

Методика методологии – путь, способ опознания и учение, система принципов, норм организации и построения учебно-познавательной деятельности в теоретическом и практическом плане.

На сегодняшний день существует: методология науки, педагогики, дидактики, образования, образовательного процесса.

Модель образования проявляется в форме усвоения знания, соблюдении принципов социосообразности, в принципах культуросообразности, моделировании учебно-познавательной деятельности, в формировании творческого самообразования и самореализации.

Методология методики рассматривается трех видов:

  1. Общая методология – учение об общей теории методов учебно-познавательной деятельности.

  2. Специальная методология – это теория научного познания, которая изучает закономерности процесса учебно-познавательной деятельности.

  3. Частная методология – занимается вопросами закономерности форм, методов, средств, преподавания и изучения.

Методическая деятельность педагога включает в себя:

  1. Определение целей обучения

  2. Умение разрабатывать проекты понятийно теоретической деятельности

  3. Создавать условия для УПД

  4. Выбирать содержание учебного материала

  5. Моделировать приемы изучения нового знания и способов его применения

  6. Создавать алгоритмы учебно-познавательной деятельности: организационный этап, исполнительный, контролирующий, корректирующий.

  7. Разрабатывать и планировать дидактический материал и информационно-предметное обеспечение

  8. Организация и обеспечение средствами обучения учебного занятия

  9. Совершенствование содержания, форм и методов обучения