logo
Методика преподавания общетехнических и специал

Технические понятия как объект анализа и усвоения

Содержание учебного материала по техническим дисциплинам.

Система технических понятий.

Модель понятийного содержания учебного материала.

Содержание учебного предмета – это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается из соответствующего научного знания согласно поставленным целям в виде информации, передаваемой обучающимся.

Функции учебной дисциплины:

  1. Познавательная

  2. Деятельностная

  3. Управления

  4. Мыследеятельности

  5. Развивающая

  6. Мотивационно-ценностная

Содержание образования включает в себя следующие виды:

  1. Основные понятия и термины которые отражают повседневную действительность и научные знания.

  2. Факты повседневной действительности, необходимые для доказательства идей, мнений, ситуаций.

  3. Основные законы науки, которые раскрывают связи и отношения между разными объектами и явлениями.

  4. Теории содержащие систему научных знаний и доказательства явлений данной предметной области.

  5. Знания о способах научной деятельности и методах познания и эволюции научного знания.

  6. Оценочные знания о нормах деятельности, об отношении к различным явлениям.

Рассматривая содержание учебной дисциплины, необходимо теоретическое знание интегрировать с практическими умениями и навыками. Внешне практически и внутренне интеллектуальные умения и навыки могут быть общими либо специфическими в зависимости от профессиональной направленности.

Техническое понятие – это инструментарий познавательной деятельности.

Техническое понятие – это обобщенная форма отражения в мышлении технических объектов, технических, физических и технологических процессов и явлений посредствам фиксации их в общих и специфических признаках свойств и характеристик.

Технические понятия могут составлять систему, могут классифицироваться по признакам и свойствам, обеспечивая систематизацию учебного материала.

В основе образования систем технических понятий лежит содержательное обобщение, схематизация, идеализация и моделирование.

Основными характеристиками технического понятия является объем, содержание, структура, степень обобщенности и абстрактности, форма.

Одни технические понятия закрепляются термином, другие термином и символическим обозначением, кратким логическим определением, материализованным видом и т.д.

Качество усвоения технического понятия оценивается мерой осознанности, разумности, обобщенности и прочности.

Материализация понятийного содержания – это символьно-графическое фиксирование учебного материала и является результатом творческой деятельности педагога. В целях интенсификации образовательного процесса и существует теория структурирования и моделирования понятийного содержания посредством символьно-графических формул.

Модель понятийного содержания – это материализованная форма проекта пошагового движения мысли обучающегося от незнания к знанию, связи и отношений между понятиями и суждениями, которые должны остаться в сознании обучающегося в результате обучения. Модель понятийного содержания фиксирует целостность и системность теоретического знания о объекте в процессе явлений и его перенос на решение практических задач.

Модели понятийного содержания присущи следующие признаки:

- материализованность

- оптимальность

- практическая значимость

- целостность и системность

Свернутость технического понятия – это есть высокая степень обобщенности.

Развернутые виды моделей – это связи и отношения между понятиями и суждениями.