Технические понятия как объект анализа и усвоения
Содержание учебного материала по техническим дисциплинам.
Система технических понятий.
Модель понятийного содержания учебного материала.
Содержание учебного предмета – это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается из соответствующего научного знания согласно поставленным целям в виде информации, передаваемой обучающимся.
Функции учебной дисциплины:
-
Познавательная
-
Деятельностная
-
Управления
-
Мыследеятельности
-
Развивающая
-
Мотивационно-ценностная
Содержание образования включает в себя следующие виды:
-
Основные понятия и термины которые отражают повседневную действительность и научные знания.
-
Факты повседневной действительности, необходимые для доказательства идей, мнений, ситуаций.
-
Основные законы науки, которые раскрывают связи и отношения между разными объектами и явлениями.
-
Теории содержащие систему научных знаний и доказательства явлений данной предметной области.
-
Знания о способах научной деятельности и методах познания и эволюции научного знания.
-
Оценочные знания о нормах деятельности, об отношении к различным явлениям.
Рассматривая содержание учебной дисциплины, необходимо теоретическое знание интегрировать с практическими умениями и навыками. Внешне практически и внутренне интеллектуальные умения и навыки могут быть общими либо специфическими в зависимости от профессиональной направленности.
Техническое понятие – это инструментарий познавательной деятельности.
Техническое понятие – это обобщенная форма отражения в мышлении технических объектов, технических, физических и технологических процессов и явлений посредствам фиксации их в общих и специфических признаках свойств и характеристик.
Технические понятия могут составлять систему, могут классифицироваться по признакам и свойствам, обеспечивая систематизацию учебного материала.
В основе образования систем технических понятий лежит содержательное обобщение, схематизация, идеализация и моделирование.
Основными характеристиками технического понятия является объем, содержание, структура, степень обобщенности и абстрактности, форма.
Одни технические понятия закрепляются термином, другие термином и символическим обозначением, кратким логическим определением, материализованным видом и т.д.
Качество усвоения технического понятия оценивается мерой осознанности, разумности, обобщенности и прочности.
Материализация понятийного содержания – это символьно-графическое фиксирование учебного материала и является результатом творческой деятельности педагога. В целях интенсификации образовательного процесса и существует теория структурирования и моделирования понятийного содержания посредством символьно-графических формул.
Модель понятийного содержания – это материализованная форма проекта пошагового движения мысли обучающегося от незнания к знанию, связи и отношений между понятиями и суждениями, которые должны остаться в сознании обучающегося в результате обучения. Модель понятийного содержания фиксирует целостность и системность теоретического знания о объекте в процессе явлений и его перенос на решение практических задач.
Модели понятийного содержания присущи следующие признаки:
- материализованность
- оптимальность
- практическая значимость
- целостность и системность
Свернутость технического понятия – это есть высокая степень обобщенности.
Развернутые виды моделей – это связи и отношения между понятиями и суждениями.
- Введение
- Первый раздел. Педагогическая практика и педагогическая инженерия Основные методические категории
- Понятие методической деятельности, метода обучения
- Педагогическое искусство, педагогическая инженерия и их взаимосвязь
- Этапы методической системы
- Критерий оценки эффеткивности упд
- Системный подход к преподавания общетехнических и специальных дисциплин
- Технические понятия как объект анализа и усвоения
- Методика отбора и логика построения учебного материала по теме занятий
- Дидактические основы форм и методов обучения
- Урок динамичная и вариативная форма организации учебного процесса
- Дидактическая структура современного урока
- Традиционная методика проведения лабораторных и практических работ
- Этапы и формы педагогического проектирования
- Место технологии обучения в структуре процесса обучения
- Раздел 6: Разработка планирующей документации занятия Логика построения и подготовки учебного занятия