Этапы и формы педагогического проектирования
-
Объекты педагогического проектирования.
-
Система форм педагогического проектирования.
-
Принципы педагогического проектирования.
-
Методика проектирования педагогического объекта.
Формы педагогического проектирования – документ, в котором описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Каждому объекту педагогического проектирования присущи свои формы, но в конечном итоге каждый объект имеет свою типологию проекта.
В настоящее время типологическими признаками проектов могут быть:
-
Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентированная)
-
Предметно-содержательная область (монопроект – ограничение областью знания, межпредметный проект)
-
Характер координации проекта (непосредственный, жесткий, гибкий, скрытый)
-
Характер контактов (в одной среде, в нескольких средах, многообразие сред)
-
Количество участников проекта
-
Продолжительность выполнения проекта
При этапном проектировании педагогических объектов в обязательном порядке должны осуществляться следующие виды деятельности: организационная, исполнительская, контролирующая и корректирующая. Деятельность в любом процессе должна соответствовать типам норм: цель, план, технология, программа, проект, метод и методика, подход, принцип.
Педагогическое проектирование объектов базируется на пяти принципах:
-
Принцип диагностичной целенаправленности – необходимость существования для реальной педагогической технологии такой постановки цели.
-
Принцип социосообразности.
-
Принцип завершенности обучения.
-
Принцип научности.
-
Оптимальности сроков обучения.
Педагогическое проектирование для преподавателя заключается в выполнении определенной последовательности действий при создании объекта. Для педагога основным проектом является создание технологии обучения.
Организация содержания обучения | Выбор форм организации обучения | Выбор форм контроля | Выбор метода обучения | Выбор средств обучения |
Отбор основных понятий наиболее значимого материала |
|
|
|
|
Структурирование учебного материала (структурно-логическая схема) |
|
|
|
|
Отбор примеров и доказательств с учетом профессиональной направленности |
|
|
|
|
Выбор заданий с учетом уровневого формирования умений и навыков |
|
|
|
|
Выбор заданий для самостоятельной работы во внеаудиторное время |
|
|
|
|
Материал для контроля |
|
|
|
|
- Введение
- Первый раздел. Педагогическая практика и педагогическая инженерия Основные методические категории
- Понятие методической деятельности, метода обучения
- Педагогическое искусство, педагогическая инженерия и их взаимосвязь
- Этапы методической системы
- Критерий оценки эффеткивности упд
- Системный подход к преподавания общетехнических и специальных дисциплин
- Технические понятия как объект анализа и усвоения
- Методика отбора и логика построения учебного материала по теме занятий
- Дидактические основы форм и методов обучения
- Урок динамичная и вариативная форма организации учебного процесса
- Дидактическая структура современного урока
- Традиционная методика проведения лабораторных и практических работ
- Этапы и формы педагогического проектирования
- Место технологии обучения в структуре процесса обучения
- Раздел 6: Разработка планирующей документации занятия Логика построения и подготовки учебного занятия