logo
Методика преподавания общетехнических и специал

Этапы и формы педагогического проектирования

  1. Объекты педагогического проектирования.

  2. Система форм педагогического проектирования.

  3. Принципы педагогического проектирования.

  4. Методика проектирования педагогического объекта.

Формы педагогического проектирования – документ, в котором описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Каждому объекту педагогического проектирования присущи свои формы, но в конечном итоге каждый объект имеет свою типологию проекта.

В настоящее время типологическими признаками проектов могут быть:

  1. Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентированная)

  2. Предметно-содержательная область (монопроект – ограничение областью знания, межпредметный проект)

  3. Характер координации проекта (непосредственный, жесткий, гибкий, скрытый)

  4. Характер контактов (в одной среде, в нескольких средах, многообразие сред)

  5. Количество участников проекта

  6. Продолжительность выполнения проекта

При этапном проектировании педагогических объектов в обязательном порядке должны осуществляться следующие виды деятельности: организационная, исполнительская, контролирующая и корректирующая. Деятельность в любом процессе должна соответствовать типам норм: цель, план, технология, программа, проект, метод и методика, подход, принцип.

Педагогическое проектирование объектов базируется на пяти принципах:

  1. Принцип диагностичной целенаправленности – необходимость существования для реальной педагогической технологии такой постановки цели.

  2. Принцип социосообразности.

  3. Принцип завершенности обучения.

  4. Принцип научности.

  5. Оптимальности сроков обучения.

Педагогическое проектирование для преподавателя заключается в выполнении определенной последовательности действий при создании объекта. Для педагога основным проектом является создание технологии обучения.

Организация содержания обучения

Выбор форм организации обучения

Выбор форм контроля

Выбор метода обучения

Выбор средств обучения

Отбор основных понятий наиболее значимого материала

Структурирование учебного материала (структурно-логическая схема)

Отбор примеров и доказательств с учетом профессиональной направленности

Выбор заданий с учетом уровневого формирования умений и навыков

Выбор заданий для самостоятельной работы во внеаудиторное время

Материал для контроля