Введение
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского “О воспитании”. В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.”[16] Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе “Психология игры” Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов”.[19] Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге “В школу - с шести лет” описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: “Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития,”[2] что и определяет актуальность нашей работы.
Цель курсовой работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- дать понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- исследовать отношение детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики;
- изучить особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала на уроках математики в 1 классе при изучении темы “Нумерация чисел в пределах сотни”;
- выявить эффективные способы использования дидактических игр при обобщении материала.
Объектом исследования является процесс обучения математике младших школьников.
Предметом исследования выступает совокупность методов, способов и средств обучения, которые использует учитель на уроках математики в начальной школе.
При написании курсовой работы были использованы следующие методыпсихолого-педагогического исследования:
теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме (изучены работы В.А.Сухомлинского, Д.Б.Эльконина, Ш.А.Амонашвили);
анкетирование с целью выявления отношения детей к играм на уроках математики (анкеты прилагаются);
анкетирование с целью выявления отношения учителей к играм на уроках (анкеты прилагаются);
анализ и обобщение передового опыта по проблеме ;
анализ собственного опыта работы в начальной школе МОУ СОШ с. Лебедевка Искитимского района НСО.
- Новосибирск -2010 Содержание
- Введение
- Глава 1 Проблема игровой деятельности в педагогической и методической литературе
- Понятие об игре и её видах
- Особенности использования игр в начальной школе.
- Глава 2 Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе при изучении темы “Нумерация чисел в пределах сотни”
- 2.1. Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала
- 2.2. Способы использования дидактических игр при закреплении материала
- 2.3. Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся
- Эстафета №1 “Очень длинный пример”
- Заключение
- Литература
- Анкета №1
- Анкета №2
- Конспекты уроков математики в 1 классе