51.А. С. Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и подростков
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством. Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
- 21…. Дж. Локк и ж. Ж. Руссо о роли воспитателя
- 22…..Проекты реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции.
- 24….. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хуш в. Деятельность и. И. Бецкого и ф. И. Янковича. Устав народных училищ 1786 г.
- 25….. Просветительская деятельность и педагогические взгляды н. И. Новикова. Революционно-просветительские идеи и педагогические взгляды а. Н. Радищева.
- 26. Основные этапы педагогической деятельности и.Г.Песталоцци. Обоснование и.Г.Песталоцци идеи развивающего и воспитывающего обучения.
- 28. Философское и психолого-педагогическое обоснование и. Ф. Гербартом цели, содержания и методов воспитывающего обучения.
- 29. Социально-педагогическая деятельность ф.В.А. Дистервега. Принципы развивающего и воспитывающего обучения.
- 30…..Дидактика развивающего обучения а. Дистервега. Требования к учителю.
- 32 . Создание в России государственной системы народного образования. Устав 1804 г.
- 33…..Развитие образования и педагогической мысли в России в первой половине х1х в. Уставы 1828 и 1835 гг. Педагогические взгляды в. Г. Белинского и а. И. Герцена.
- 35. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах х1Хв. Школьные реформы 60-70 гг.
- 36. Идея общечеловеческого воспитания н. И. Пирогова.
- 40. Дидактическое учение к. Д.Ушинского. Требования к подготовке учителя.
- 41. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.
- 42. Педагогические идеи и педагогическая деятельность л. Н. Толстого.
- 46.Октябрьская революция и первые декреты по народному образованию. “Основные принципы единой трудовой школы”. Советская власть и учительство.
- 47.Советская школа и педагогика в 20-30-х годах. Коммунистическое воспитание - основа советской педагогики.
- 48. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность а.В.Луначарского и н.К.Крупской как крупнейших организаторов советской системы образования
- 49. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность с.Т.Шацкого и п.П.Блонского.
- 50. Учение а. С. Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив.
- 51.А. С. Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и подростков
- 52. А. С. Макаренко о воспитании в семье.
- 53. А. С. Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.
- 55. Гуманистические основы образовательной системы в.А.Сухомлинского.