41. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.
Цели и средства нравственного воспитания.К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале - на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, к классной скуке и лицемерию». Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своей предсмертной статье Ушинский говорил, что хотя школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе. Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества. Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример учителя (по его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»); 3) убеждение, которому он придавал очень большое значение; 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт); 5) меры предупреждения и 6) поощрения и взыскания.
- 21…. Дж. Локк и ж. Ж. Руссо о роли воспитателя
- 22…..Проекты реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции.
- 24….. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хуш в. Деятельность и. И. Бецкого и ф. И. Янковича. Устав народных училищ 1786 г.
- 25….. Просветительская деятельность и педагогические взгляды н. И. Новикова. Революционно-просветительские идеи и педагогические взгляды а. Н. Радищева.
- 26. Основные этапы педагогической деятельности и.Г.Песталоцци. Обоснование и.Г.Песталоцци идеи развивающего и воспитывающего обучения.
- 28. Философское и психолого-педагогическое обоснование и. Ф. Гербартом цели, содержания и методов воспитывающего обучения.
- 29. Социально-педагогическая деятельность ф.В.А. Дистервега. Принципы развивающего и воспитывающего обучения.
- 30…..Дидактика развивающего обучения а. Дистервега. Требования к учителю.
- 32 . Создание в России государственной системы народного образования. Устав 1804 г.
- 33…..Развитие образования и педагогической мысли в России в первой половине х1х в. Уставы 1828 и 1835 гг. Педагогические взгляды в. Г. Белинского и а. И. Герцена.
- 35. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах х1Хв. Школьные реформы 60-70 гг.
- 36. Идея общечеловеческого воспитания н. И. Пирогова.
- 40. Дидактическое учение к. Д.Ушинского. Требования к подготовке учителя.
- 41. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.
- 42. Педагогические идеи и педагогическая деятельность л. Н. Толстого.
- 46.Октябрьская революция и первые декреты по народному образованию. “Основные принципы единой трудовой школы”. Советская власть и учительство.
- 47.Советская школа и педагогика в 20-30-х годах. Коммунистическое воспитание - основа советской педагогики.
- 48. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность а.В.Луначарского и н.К.Крупской как крупнейших организаторов советской системы образования
- 49. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность с.Т.Шацкого и п.П.Блонского.
- 50. Учение а. С. Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив.
- 51.А. С. Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и подростков
- 52. А. С. Макаренко о воспитании в семье.
- 53. А. С. Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.
- 55. Гуманистические основы образовательной системы в.А.Сухомлинского.