29. Социально-педагогическая деятельность ф.В.А. Дистервега. Принципы развивающего и воспитывающего обучения.
Достоинство педагогических воззрений Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега (1790 – 1866) состоит не в особой оригинальности, а в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Ж.-Ж. Руссо,И. Г. Песталоцци, деятелей немецкого просвещения и классической философии. В течение длительного времени он был директором учительских семинарий в Германии, считавшихся образцовыми учебными заведениями, готовившими педагогические кадры для народной массовой школы. Ф. А.В. Дистервег стремился к объединению немецкого учительства. Он издавал педагогический журнал, создал четыре учительских общества, был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза. Ф. А.
В. Дистервег известен как автор свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые пользовались широкой известностью в Германии.
Дистервег сформулировал ведущие принципы обучения и воспитания: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природососбразности). Только зная психологию и физиологию ребенка, педагог может обеспечить гармоничное его развитие. Высоко оценивая роль психологии, он видел в ней «основу науки о воспитании».
Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. По Ф. А. В. Дистервегу, внешняя культура - это нормы морали, правила поведения в быту; внутренняя культура - это духовная жизнь индивида; общественная культура подразумевала общественные отношения и национальную культуру.
Самодеятельность Ф. А. В. Дистервег понимал как активность, инициативность и считал ее важнейшей чертой личности. Развитие детской самодеятельности, по его мнению, есть конечная цель воспитания. Оно оканчивается, как только человек почувствует в себе желание и силу продолжать свое самообразование и поймет, что нужно для этого делать.
Ф. А. В. Дистервег выделял три ступени возрастного развития детей школьного возраста, для которых сформулировал основные направления обучения и воспитания.
Для детей первой возрастной ступени (6—9 лет) характерны повышенная физическая активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное (чувственное) восприятие. Первостепенное значение при их обучении следовало уделять чувственному познанию, упражнению чувств.
Учащиеся второй возрастной ступени (9—14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. Исходя из этого, важнейшая задача обучения в этом возрасте состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать, анализировать.
Третья ступень возрастного развития школьников – это период от 14до 16 лет. В этом возрасте важно развивать мышление учащихся, твердые нравственные принципы, превращая их в убеждения.
Как дидакт в обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Ф. А. В. Дистервегом дидактические правила. Он выделял четыре
группы дидактических правил.
Первую группу составляли правила, относящиеся к субъекту школьного образования, т.е. к ученику. Они предусматривали построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием детей, их индивидуальными особенностями.
Вторая группа правил имела отношение к предмету преподавания. Они определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи между школьными предметами, близкими по содержанию, и т.п.
Третья группа правил была связана с внешними условиями обучения. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.
Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.
Ф. А. В. Дистервег указывал на значение наглядности, необходимость следования в обучении от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Важно подчеркнуть, что дидактические правила Ф. А. В. Дистервега были проникнуты положениями гуманизма и основывались на том, что каждый человек является самоцелью: ученик существует не ради учебных предметов, а предметы служат ему. Педагогические идеи Ф. А. В. Дистервега были популярны за пределами Германии. Его труды печатались в европейских журналах и высоко
оценивались педагогической общественностью. Ф. А. В. Дистервег сочетал теоретическую и практическую педагогическую деятельность. Он многое сделал для совершенствования учительского образования в Германии. Еще при жизни его называли «немецким Песталоцци» и «учителем немецких учителей».
- 21…. Дж. Локк и ж. Ж. Руссо о роли воспитателя
- 22…..Проекты реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции.
- 24….. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хуш в. Деятельность и. И. Бецкого и ф. И. Янковича. Устав народных училищ 1786 г.
- 25….. Просветительская деятельность и педагогические взгляды н. И. Новикова. Революционно-просветительские идеи и педагогические взгляды а. Н. Радищева.
- 26. Основные этапы педагогической деятельности и.Г.Песталоцци. Обоснование и.Г.Песталоцци идеи развивающего и воспитывающего обучения.
- 28. Философское и психолого-педагогическое обоснование и. Ф. Гербартом цели, содержания и методов воспитывающего обучения.
- 29. Социально-педагогическая деятельность ф.В.А. Дистервега. Принципы развивающего и воспитывающего обучения.
- 30…..Дидактика развивающего обучения а. Дистервега. Требования к учителю.
- 32 . Создание в России государственной системы народного образования. Устав 1804 г.
- 33…..Развитие образования и педагогической мысли в России в первой половине х1х в. Уставы 1828 и 1835 гг. Педагогические взгляды в. Г. Белинского и а. И. Герцена.
- 35. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах х1Хв. Школьные реформы 60-70 гг.
- 36. Идея общечеловеческого воспитания н. И. Пирогова.
- 40. Дидактическое учение к. Д.Ушинского. Требования к подготовке учителя.
- 41. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.
- 42. Педагогические идеи и педагогическая деятельность л. Н. Толстого.
- 46.Октябрьская революция и первые декреты по народному образованию. “Основные принципы единой трудовой школы”. Советская власть и учительство.
- 47.Советская школа и педагогика в 20-30-х годах. Коммунистическое воспитание - основа советской педагогики.
- 48. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность а.В.Луначарского и н.К.Крупской как крупнейших организаторов советской системы образования
- 49. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность с.Т.Шацкого и п.П.Блонского.
- 50. Учение а. С. Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив.
- 51.А. С. Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и подростков
- 52. А. С. Макаренко о воспитании в семье.
- 53. А. С. Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.
- 55. Гуманистические основы образовательной системы в.А.Сухомлинского.