21…. Дж. Локк и ж. Ж. Руссо о роли воспитателя
Важнейшим условием эффективного воспитания выступают у Локка личностные и профессиональные качества воспитателя, в своей совокупности создающие "образ наставника". В юном возрасте очень значимым является мнение более опытного человека. Способность "внять" его голосу есть основа для саморегулирования своими поступками в старшем возрасте, а такую способность может развить только достойный человек. Дж. Локк полагает, что "ухаживать за детьми должны только благоразумные люди" [4, т. 3, с. 438], так как пример воспитателя должен побуждать ребенка к требуемым способам поведения; собственное поведение воспитателя ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями [4, т. 3, с. 481]. Философ предвосхитил идеи В. М. Бехтерева в области внушения ребенку нравственных установок примером учителя, ибо личность воспитателя в воспитании часто имеет большее значение, чем влияние среды, а авторитет его даже преобладает над авторитетом родителей [11, с. 28]. Дж. Локк считает, что для настоящего воспитателя одной репутации рассудительного человека с большим запасом учености недостаточно; необходимы также трезвость, мудрость, нежность, усердие, осторожность, благовоспитанность, хорошее воспитание, которое приобретается "сочетанием хорошего общества и наблюдательности" [4, т. 3, с. 484]. Он должен также хорошо знать общество, обычаи, нравы, "причуды, плутни и недостатки своего времени" [4, т. 3, с. 486]. В целом, в образе требуемого педагога угадывается личность самого Дж. Локка - врача, воспитателя, философа. Перечисляя характеристики наставника, Дж. Локк выражает мысль о том, что дело воспитания зависит, в конечном итоге, от воспитателя, который за счет своих личностных качеств может прекрасно обучать и воспитывать ребенка на любом содержании образования и при любых педагогических технологиях; опыт педагогов-новаторов в мировом и отечественном образовании подтверждает эту локковскую мысль.
Руссо.. придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
Руссо считал, что воспитатель должен действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод «естественных последствий», сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически он ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя «Без сомнения, - писал Ж.-Ж. Руссо, - он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать». Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Ж.-Ж. Руссо было, несомненно, прогрессивным.
- 21…. Дж. Локк и ж. Ж. Руссо о роли воспитателя
- 22…..Проекты реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции.
- 24….. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине хуш в. Деятельность и. И. Бецкого и ф. И. Янковича. Устав народных училищ 1786 г.
- 25….. Просветительская деятельность и педагогические взгляды н. И. Новикова. Революционно-просветительские идеи и педагогические взгляды а. Н. Радищева.
- 26. Основные этапы педагогической деятельности и.Г.Песталоцци. Обоснование и.Г.Песталоцци идеи развивающего и воспитывающего обучения.
- 28. Философское и психолого-педагогическое обоснование и. Ф. Гербартом цели, содержания и методов воспитывающего обучения.
- 29. Социально-педагогическая деятельность ф.В.А. Дистервега. Принципы развивающего и воспитывающего обучения.
- 30…..Дидактика развивающего обучения а. Дистервега. Требования к учителю.
- 32 . Создание в России государственной системы народного образования. Устав 1804 г.
- 33…..Развитие образования и педагогической мысли в России в первой половине х1х в. Уставы 1828 и 1835 гг. Педагогические взгляды в. Г. Белинского и а. И. Герцена.
- 35. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах х1Хв. Школьные реформы 60-70 гг.
- 36. Идея общечеловеческого воспитания н. И. Пирогова.
- 40. Дидактическое учение к. Д.Ушинского. Требования к подготовке учителя.
- 41. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.
- 42. Педагогические идеи и педагогическая деятельность л. Н. Толстого.
- 46.Октябрьская революция и первые декреты по народному образованию. “Основные принципы единой трудовой школы”. Советская власть и учительство.
- 47.Советская школа и педагогика в 20-30-х годах. Коммунистическое воспитание - основа советской педагогики.
- 48. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность а.В.Луначарского и н.К.Крупской как крупнейших организаторов советской системы образования
- 49. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность с.Т.Шацкого и п.П.Блонского.
- 50. Учение а. С. Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив.
- 51.А. С. Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и подростков
- 52. А. С. Макаренко о воспитании в семье.
- 53. А. С. Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.
- 55. Гуманистические основы образовательной системы в.А.Сухомлинского.