logo
ответы на тимои

37. Анализ и самоанализ урока информатики

Важной составляющей методической подготовки учителя является умение анализировать уроки. В учебной литературе по дидактике и методике обучения содержится немало различных вариантов психологического, психолого-педагогического и педагогического анализа и само-анализа урока, рекомендаций, предложений [8, 26, 109].

Вместе с тем во всех схемах педагогического анализа выделяются следующие инвариантные элементы [26]:

правильность и полнота постановки целей и задач урока; место урока в системе занятий по теме;

обоснованность отбора содержания;

обоснованность структуры урока;

эффективность решения задач на каждом из этапов урока на основе выбранных методов и средств обучения;

характер деятельности учащихся на уроке и ее продуктивность;

способы педагогического руководства и характер отношений (микроклимат) в процессе совместной работы педагогов и учащихся;

выявление факторов и условий, способствовавших достижению целей или препятство-вавших успешному обучению, воспитанию и развитию;

-резервы улучшения урока в будущем.

Цели изучения урока:

освоение универсальных элементов педагогической технологии проведения уроков путем изучения образца действий учителя;

знакомство с особенностями преподавания информатики в данном классе (школе), дей-ствующей программой курса, средствами обучения;

развитие способности к анализу педагогической деятельности и ее результатов;

умение применять принципы дидактики для преподавания информатики;

умение сопоставлять методики преподавания различных предметов и переносить свои знания из методики преподавания одной дисциплины в другую; распознавать, оценивать и творчески воспринимать педагогические приемы и методы конкретного учителя.

Сопоставляя различные варианты в соотнесении с требованиями к уроку информатики, приходимк следующей схеме анализа урока.

1. Общие сведения об уроке

Дата, школа, класс, предмет, Ф.И.O. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель

и тип урока.

2. Организация урока

Готовность учителя и учащихся к уроку.

Обзор средств обучения и учебной среды. Оборудование кабинета, его удобство для учащихся и учителя, состав оборудования. Готовность средств обучения и кабинета.

Мобилизующее начало урока.

Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

3. Структура урока

Этапы урока, распределение времени.

Четкость этапов, выделение главного.

Соответствие структуры урока целям и его содержанию.

Насыщенность урока и темы.

Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов дея-тельности с устными, бескомпьютерных с компьютерными. Нагрузка в течение урока.

4. Содержание урока

Объем фактического материала, соответствие программе, используемому учебнику и

уровню знаний учащихся.

Правильность и полнота определения содержания образовательных, развивающих и воспитательных задач урока, а именно: овладение учащимися знаниями о процессах преобразо-вания, передачи и использования информации, привитие навыков сознательного и рациональ-ного использования компьютерных технологий.

Этапы повторения и закрепления материала, способы. Соответствие теории и упраж-нений.

Повторение пройденного, опорные знания.

Внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью.

5. Методы, приемы и средства обучения

Целесообразность методов обучения.

Соответствие содержания урока общедидактическим принципам научности, наглядно-сти, последовательности, доступности, связи с практикой.

Степень интереса учащихся к изучаемому материалу, познавательная активность и са-мостоятельность учащихся на уроке. Сознательность усвоения. Организованность и дисципли-нированность. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала компьютера, учебника.

Наличие обратной связи «учитель – ученик». Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце).

Развитие логического мышления у учащихся и самостоятельность в обучении.

Работа со слабоуспевающими учащимися. Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д.

Методы проверки и оценки знаний учащихся. Система контроля знаний. Использова-ние компьютера для проверки знаний. Объективность оценки знаний.

Средства достижения и поддержания внимания учащихся на уроке и интереса к пред-мету. Приемы удержания внимания, действий при обнаружении ошибок.

Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мысли-тельной деятельности учащегося.

Соответствие используемых средств обучения теме урока; моменты использования. Содержание программного обеспечения, раздаточного материала, инструкций и т.д.

Методы деятельности учителя на уроке. Известные и нестандартные методы обуче-ния, использованные на уроке. Использование разнообразных источников знаний (применение обучающих и контролирующих программных средств, ресурсов Интернет и т.п.).

Оценка трудоемкости домашнего задания (выполните сами и замерьте время).

Итог урока, его воспитательная ценность.

Цели, которые намечал учитель на уроке, их достижение.

6. Учитель как личность

Знания и методическая грамотность учителя.

Культура речи и педагогический такт.

Доброта и требовательность к учащимся.

Контакт учителя с учащимися, взаимоотношения (авторитарные, либеральные, сотруд-ничество).

Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы.

7. Заключение по уроку

1. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора программных средств. Воспитательный эффект урока.

Ценные стороны урока и недостатки.

Предложения учителю.

Приведенная выше схема (или аналогичная) позволяет осуществить качественный анализ урока. Существуют методики, позволяющие проводить и количественный анализ (Табл. 13.1– 13.2).

Таблица 13.1 Схема количественной оценки эффективности урока

Параметры оценки

Балл

1. Цель урока

• сформулирована четко, лаконично;

• соответствует требованиям программы, типу обучения (углубленное, профильное), месту урока в теме

2. Тип урока

• соответствует этапам познавательной деятельности

З. Содержание учебного материала

• соответствует дидактической цели урока, требованиям программы, повышенному уровню лицейского образования;

• излагается в соответствии с современным уровнем развития науки и общества, профилем обучения;

• обеспечивается глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов;

• подбираются примеры на межпредметные и внутрипредметные связи;

• используются ресурсы Интернет;

• отсутствуют фактические ошибки и неточности

4. Методы обучения

• соответствуют содержанию учебного материала и цели урока;

• обеспечивают познавательную самостоятельность, интерес учащихся;

• способствуют эффективному усвоению материала;

• позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, вида, формы заданий;

• обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности

5. Формы организации познавательной деятельности

• фронтальные, групповые, парные, индивидуальные;

• соответствуют содержанию, методам и цели урока;

• обеспечивают включение учеников в познавательную деятельность

6. Учебное оборудование

• рационально используется классная доска;

• аудиовизуальные средства, другие дидактические материалы

7. Обратная связь

• процесс усвоения знаний непрерывно контролируется, знания оцениваются;

• формы проверки и оценки разнообразны, количество опрошенных значительное

8. Время урока

• использовано рационально и эффективно;

• темп урока оптимальный

9. Психологический климат урока

• организуется содержательная, интересная работа;

• отсутствует морализирование, критические замечания;

• формируется высокая самооценка ученика;

• оптимистическое, мажорное настроение учителя

10. Реализация образовательных задач урока

• усвоены ведущие идеи, понятия;

• уверенные и правильные ответы учащихся при закреплении и контроле знаний;

• наличие познавательного интереса, интереса к предмету

11. Развивающее воздействие урока

• обучение на достаточно высоком уровне сложности;

• используются элементы проблемного обучения;

• формируются элементы теоретического мышления;

• формируются компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, систематизация;

• обеспечивается высокий уровень речевой активности

12. Реализация воспитательных задач урока

• учитель реализует воспитательный потенциал урока;

• обеспечивает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность;

• оценка знаний является воспитывающим фактором;

• доминирует положительное эмоциональное состояние;

• формируется личностное отношение к знаниям;

• оснащение способствует воспитанию эстетической культуры

Общее количество баллов

Коэффициент эффективности урока (среднее арифметическое)

Кто анализировал

Схема самоанализа урока

Класс _____

Тема урока _______

Тип урока и его структура _______________________

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Особенности учащихся, которые были учтены при планировании урока.

Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспита-тельный аспект), дать оценку успешности ее достижения.

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочета-ние методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Дифференцирован-ный подход в обучении.

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регули-рование и коррекция знаний учащихся?

Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке; стиль общения учителя и уча-щихся.

Уровень подачи домашнего задания.

Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи

урока? Если не удалось, то почему?

Наметить перспективы своей деятельности.